Все было устроено просто и дешево. 34-летняя домохозяйка Анита Роддик выкрасила стены в темно-зеленый цвет, оформила их садовыми деревянными решетками, разлила снадобья в разнокалиберные бутылочки для анализов мочи, подписала этикетки от руки и поссорилась с соседями, хозяевами похоронной конторы, расположенной напротив косметической лавки. Так 27 марта 1976 года в Брайтоне на Южном побережье Англии открылся первый в истории The Body Shop.
История соседского скандала с «могильщиками», уверяющими, что вывеска The Body Shop разрушит их бизнес, не сошла на нет, а позволила привлечь внимание жителей Брайтона к новому магазину.
Более того, умница Роддик взяла на вооружение этот ход, который впоследствии заставил говорить о хозяйке The Body Shop, как о феномене, как о разрушительнице маркетинговых стереотипов. Жизнь между образами сумасшедшей хиппи-англичанки, несущей человечеству светлую истину в баночке с конопляным кремом для ног, и бизнес-акулы, замахнувшейся шельмовать даже Shell (экономические издания настаивают, что именно Анита Роддик была инициатором скандала вокруг экологической рекламной компании нефтяной корпорации), после смерти этой неординарной женщины заставляет задуматься над хрестоматийным вопросом: кем была Анита Роддик?
Роддик говорила: «Моя мать объяснила мне, насколько важны в бизнесе личности. Она заставила меня понять, что нельзя быть незаметным человеком, иначе у вас будут незаметные товары. «Будь особенной, — всегда повторяла мать. — Будь чем угодно, только не посредственностью».
И она никогда не позволяла себе быть незаметной. Итальянка из семьи иммигрантов, поселившихся в маленьком городе Литтлгэмптоне, что в графстве Сассекс, родилась в 1942 году. В 20 лет она начала свое первое большое путешествие, отправившись в Израиль изучать жизнь в молодежных кибуцах. Потом были Париж, Женева, Таити и Новые Гебриды, Новая Каледония и Мадагаскар, остров Святого Маврикия и Австралия. Остановили Аниту в Йоханнесбурге. Ее попросту депортировали.
В Англию Анита вернулась обогащенная магическими знаниями о природной косметике.
Аборигенки поделились с ней своими секретами красоты и косметическими рецептами: натирать тело кокосовым маслом, смазывать волосы отжатыми оливками вместо мытья, накладывать на лицо, шею и декольте природную грязь вместо крема. Мощная интуиция, та же, которая впоследствии на собеседованиях с претендентами на фандрайзинг заставляла Аниту задавать тем весьма нестандартные ассоциативные вопросы (Ваш любимый запах? А время суток?), привела ее к успеху.
Анита решила открыть человечеству глаза на то, как живет мир за пределами европейской цивилизации, а заодно продать ему средства природной красоты.
Выйдя замуж за Гордона Роддика, шотландца, поэта и путешественника, Анита родила от него детей и занялась семейным бизнесом, декларируя сочетание «разумной выгоды» и «доброго дела», а главное — ловко и естественно попав в течение environmentalism, «озабоченность окружающей средой», набирающим силу в Европе и США.
И вот тут ломается представление о маркетингово-безграмотной, руководствующейся только интуицией и уверенностью в своей правоте женщине.
Второе большое путешествие Аниты, теперь уже Роддик, было куда продуманней ее юношеских странствий. Хозяйка The Body Shop чувствительно держала нос по ветру, что, впрочем, было само собой для ее жизненного опыта: улавливая экологические настроения современников, сыграв на колониализме англичан и вечной мечте человека цивилизованного обрести сакральное знание от матери-природы, она смогла уже через 2 года открыть первый свой магазин за пределами Великобритании, в Брюсселе, а в 1978 году продукция The Body Shop появилась в Нью-Йорке.
В тот момент экологическая косметика по рецептам Аниты стала безусловно модной.
Более того, она могла позволить себе саботировать косметическую промышленность, открыто обвиняя ее производителей в негуманном отношении к животным, нечестных контрактах с поставщиками сырья из стран третьего мира, нежелании считаться с проблемами окружающей среды. Но громкие маркетинговые заявления, поднявшие интерес к скрабу для тела из маракуйи и бальзаму для губ из киви, сыграли злую шутку с сетью The Body Shop уже к середине 90-х.
Менее популярным и модным продукт не стал, но человечество изрядно утомилось, затюканное настойчивыми напоминаниями о том, как плохо жить на этой планете.
При этом конкуренция среди марок натуральной косметики росла гигантскими темпами. И в 2006 году Анита Роддик согласилась продать свою сеть французской корпорации L'Oreal. За очень хорошие деньги. В своем интервью газете The Guardian она, поборница этичного косметического бизнеса, заверила своих покупателей, что компания L'Oreal достойна всяческого уважения и в данный момент специалисты корпорации работают над тем, чтобы полностью прекратить практику тестирования продукции на животных.
Как бы то ни было, именно с 2006 года россиянки смогли покупать косметику The Body Shop у себя дома. До этого приходилось обходиться «ближайшим магазином в Хельсинки».
Второе путешествие Аниты Роддик оборвалось 10 сентября 2007 года. По сообщению BBC, в феврале этого года Роддик рассказала журналистом, что страдает циррозом печени, вызванным гепатитом С. Она была инфицирована этим вирусом еще в 1971 году во время переливания крови при рождении ребенка и около 30 лет ничего не знала о своем заболевании. Она умерла в больнице от обширного кровоизлияния в мозг. Смерть наступила всего через сутки после того, как Роддик пожаловалась на головную боль и была госпитализирована.
Ей было 65 лет. В 2003 году Анита Роддик была награждена Орденом Британской империи второй степени.
В 1990 году основала благотворительную организацию «Children on the edge» («Дети на краю пропасти») в помощь детям-инвалидам, пострадавшим от военных конфликтов и природных катастроф, а также больным СПИДом. Сейчас компания The Body Shop владеет почти двумя тысячами магазинов в 51 стране мира.