NET проходит ежегодно при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. В этом году фестиваль стартует в середине ноября и за неполных две недели представит в Москве самый разный театр, визуальный и вербальный, современную драматургию и классические тексты. Mail.ru ежедневно будет анонсировать события фестиваля, проходящие на разных театральных площадках Москвы.
Благодаря поддержке социально-культурного фонда HENNESSY в рамках фестиваля будут организованы встречи с участниками фестиваля, семинары посвященные развитию театрального искусства в современной Европе. Вход свободный, устроители ждут студентов московских вузов. Подробные анонсы всем мероприятиям фестиваля дает журнал TIME OUT.
Главным событием нынешнего фестиваля NET станет спектакль «Эмилия Галотти», которую Михаэль Тальхаймер, считающийся одной из главных надежд немецкой сцены, поставил в Дойчес-театре, старейшем театре Берлина.
Первым долгом Тальхаймер вычеркнул из пьесы все, что только можно было вычеркнуть, и поэтому его спектакль «Эмилия Галотти» идет чуть больше часа.
Тальхаймер поставил спектакль Лессинга о всепобеждающей любовной страсти, о чувстве, которое сводит людей с ума, обжигает их души, заставляет страдать их тела. Но безудержная страсть у немцев оказывается закованной в изящную и современную театральную форму. Почти пустая сцена ограничена высокими стенами и сужается в глубине. От этого игровая площадка становится очень похожа на подиум: и появляющиеся вдалеке персонажи идут к зрителям, словно модели на показе мод. И только здесь, уже у самой кромки подмостков, происходят роковые встречи героев друг с другом.
Весь этот стремительный и элегантный спектакль идет под прекрасную музыку Майкла Галассо к фильму Вонга Кар-Вая «Любовное настроение». И кажется, что незабываемая мелодия материализуется именно в главной героине, Эмилии Галотти, загадочной молодой женщине в зеленоватом платье.
Еще один сильный и трагический женский характер будет явлен на фестивале в экстремальном спектакле французского режиссера Эрика Лакаскада «К Пентесилее» по мотивам драмы Генриха фон Клейста. А вот в спектакле «Back in USSR» казахского театра «Art&Shock» на сцене появятся целых четыре женщины, и все они будут вспоминать свое пионерское детство — это смешное и трогательное путешествие в начало 80-х годов не оставит равнодушным всех, кто не забыл те времена.
Вообще, у нынешнего фестиваля NET получилось женское лицо. На нем будут представлены работы трех очень прогрессивных современных женщин — португальского режиссера Патрисии Портела, москвички с горячей литовской кровью, любителя экспериментов Живиле Монтвилайте и голландского хореографа Анук ван Дайк.
Первая работает в таком модном сегодня жанре видеоарт-перформанса и покажет в Москве «Flatland. Part I» — представление, приезжающее в Москву прямо из гастролей в Норвегии, а вторая пробует новый вид театра, интерактивное театрально-компьютерное действие по новому роману Виктора Пелевина «shlem.com». Танцевальная компания Анук ван Дайк покажет нам новую танцевальную драму «Головы» в рамках большого европейского премьерного турне. Так что читательницам журнала ELLE будет с кого брать пример.
Мужской ответ женским экспериментам дадут три горячих финских парня. Как и положено сдержанным северянам, они обходятся минимумом: для спектакля «Странник» группе Houkka Bros. из Хельсинки не нужно ни сцены, ни бутафории, ни яркого света, ни ностальгических воспоминаний. Финны приглашают зрителей сесть с ними за один стол и разыгрывают остроумное представление (в котором рассуждают, тем не менее, о весьма серьезных вещах) буквально на пальцах, блестяще доказывая, что талантливые люди умеют делать театр из ничего.
В этом году на фестивале NET TM NESCAFE Gold® проведет конкурс «Приз зрительских симпатий». По итогам зрительского голосования будет определен лучший спектакль фестиваля. В рамках фестиваля NET конкурс «Приз зрительских симпатий» станет первой попыткой оценить отношение российских зрителей к современным европейским спектаклям, имеющим другую культурную традицию. Не надо, тем не менее, думать, что весь новый европейский театр произрастает исключительно в Европе.
Нам тоже есть чем удивить мир — например, «Голой пионеркой» Кирилла Серебренникова в «Современнике» или «Смертью Тарелкина» Оскараса Коршуноваса в театре Et cetera.
Из Петербурга на фестиваль NET привезут спектакль режиссера Андрея Могучего «Между собакой и волком» по роману Саши Соколова. В прошлом году изобретательный визуальный спектакль, в котором почти без слов явлен образ загадочной и парадоксальной России, пленил французских зрителей на фестивале в Ницце.
Ну и, конечно, NET не мог обойтись без человека, который пленил уже зрителей, кажется, всех развитых стран мира, а именно, без Евгения Гришковца.
И Евгений Гришковец не может обойтись без NET: дело в том, что премьеры большинства его прежних спектаклей происходили в рамках именно этого фестиваля. И теперь Гришковец, обычно никого не допускающий на свои репетиции, сделает для нового европейского театра исключение. В программу фестиваля включен эксклюзивный вечер «Закрытая репетиция Евгения Гришковца» — единственная возможность увидеть рабочий процесс подготовки нового спектакля «По По», премьера которого состоится в декабре. В 2001 году первая, латвийская редакция этого текста была представлена на фестивале NET Новым Рижским театром, сегодня Евгений Гришковец возвращается к этой идее с новым взглядом и новым исполнителем.
Следить за новостями фестиваля можно в журнале «русский Newsweek», газете «Время новостей» и на сайте netfest.ru.
Помощь в организации гастролей зарубежных участников осуществляют Немецкий культурный центр имени Гете, Французский культурный центр, компания «Академсервис», Центр имени Вс. Мейерхольда и СТД РФ, Центр Стаса Намина, посольства Королевства Нидерланды, Финляндии и Португалии, гостиницы «Будапешт» и «Ирбис». Днем стоит посетить любую кофейню «КофеТун», найти информацию о фестивале, и возможно, оказаться за соседним столиком с участниками фестиваля, а после спектаклей можно встретиться с актерами и режиссерами в Клубе на Брестской.
На правах рекламы