Чемпионат России стал самым конкурентным и привлекательным турниром в мире фигурного катания в год пандемии. Ожидалось, что турнир соберет всех сильнейших спортсменов страны, учитывая не самый сложный регламент: для участия было необходимо выступить на двух этапах Кубка, который был отборочным к ЧР. Тем не менее обязательное условие не выполнили практически два десятка сборников — перед заключительным этапами коронавирус скосил многих ведущих фигуристов. Ходили разговоры о целесообразности проведения турнира при таком раскладе, но чемпионат отменять не стали.
В итоге не сумели заявиться в Челябинск серебряный олимпийский призер Евгения Медведева, чемпионы Европы прошлого года Дмитрий Алиев и Алена Косторная, вице-чемпион Европы Артур Даниелян, танцевальная пара Виктория Синицина / Никита Кацалапов. Ко всему прочему, некоторые из тех, кто недавно переболел, поехали на турнир не в лучшем физическом состоянии. Чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева, например, могла сняться с произвольной программы, но в итоге, хоть и с падением, но выступила.
До конца оставалось под вопросом и то, сможет ли поехать на ЧР действующая чемпионка Анна Щербакова. 16-летней одиночнице перед пятым этапом Кубка поставили пневмонию (тест на коронавирус оказался отрицательным, однако, вероятнее всего, она переболела опасной инфекцией раньше), и сама спортсменка не скрывала, что, возможно, не успеет подготовиться. Однако она поставила себе цель во что бы то ни стало выступить, поскольку чемпионат страны является отборочным турниром к чемпионату мира.
То, что последствия от перенесенной болезни никуда не отступили, было ясно уже по короткой программе. Щербакова сделала несколько ошибок (как позднее призналась, именно из-за болезни), а после проката невероятно тяжело дышала и еле стояла на ногах. В произвольном номере ей было необходимо исполнить намного более сложный контент, в связи с чем были сомнения, решится ли она прыгать оба заявленных квада. Перед Щербаковой уже выступили Камила Валиева и Александра Трусова — безошибочные прокаты позволяли им первенствовать.
В итоге и Щербакова идеально откатала свою программу, прыгнула два четверных и с оценками, превышающими мировой рекорд, взяла золотую медаль и гарантировала себе отбор на мировое первенство. Прокат в каком-то смысле получился невероятно драматичным: Этери Тутберидзе с Даниилом Глейхенгаузом не сдержали слез, а Сергей Дудаков победно жестикулировал.
«Мы испытали вершину эмоций – настолько сложный для нашей команды был год. Результат этого чемпионата – это огромная компенсация за проделанную нашей командой работу. Камила смогла показать достойнейшее «Болеро», программу можно внести в библиотеку лучших. Анна всем объяснила, про что спорт – это преодоление. Преодоление обстоятельств и возможностей», – написала Тутберидзе.
Опасения за Щербакову, как оказалось, напрасными не были. По информации «Р-Спорт», перед короткой программой спортсменке измерили температуру — у нее был жар в 38 градусов. Такое состояние у фигуристки было с конца ноября. Тренеры предложили Щербаковой сняться с соревнований, но она решила выступить. Как говорила позже, больше ее отвлекала не температура, а разговоры вокруг о том, что ей следует отказаться от участия в турнире. Перед произвольным прокатом Щербакова уже отказалась измерять температуру. Оба проката она выиграла с отрывом.
«Я уже приучила себя вне зависимости от тренировки, не думать ни о чем плохом. То есть даже то, что она не задалась – никак не выбивало. Меня волновало, скорее, не то, что не задалась тренировка, а мое самочувствие. Вот это меня больше тревожило. И то, что все вокруг мне предлагали сняться с соревнований. Это тоже, можно сказать, немного мешало», — подытожила чемпионка.