Уход (или нет) Хабиба Нурмагомедова
Главной темой уходящего года стали события, развернувшиеся вокруг российского чемпиона UFC, главной мировой звезды смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова. 2020-й у него начался не лучшим образом в спортивном смысле: Орел должен был проводить очередную защиту титула в долгожданном поединке против Тони Фергюсона, но их противостояние, которое уже нарекли проклятым, было отменено в пятый раз. Причиной стали последствия пандемии, из-за которой Россия закрыла границы, а Хабиб просто не успел улететь.
Тогда на Нурмагомедова обрушилась нереальная лавина из гнева — многими утверждалось, что Хабиб намеренно не покинул территорию страны, хотя знал о закрытии воздушного пространства, потому что якобы не был готов драться с Фергюсоном. На этом фоне у россиянина произошел конфликт с UFC, поскольку промоушен, по сути, был основным виновником случившегося. Дана Уайт это позднее признал, а, говоря о шестой попытке сделать бой Хабиба и Тони, произнес фразу: «Может, на этот раз астероид упадет на Землю?»
Нурмагомедов вскоре узнал имя нового соперника — им стал победивший Фергюсона Джастин Гэтжи. Хабиб продолжал готовиться, пока не произошло несчастье: умер его отец и тренер. Абдулманап Нурмагомедов заболел в конце апреля, а в мае его направили в Москву уже в тяжелом состоянии. Великий специалист был одним из тех, кого затронул коронавирус. Спустя несколько месяц, 3 июля, он скончался в результате осложнений после перенесенной инфекции. Это стало тяжелым ударом для Хабиба, определившим его дальнейшую судьбу.
После смерти Нурмагомедова-старшего были основания полагать, что Хабиб больше не выйдет драться. Тем не менее у Орла оставались обязательства перед UFC, и в октябре он встретился с Гэтжи. Это было лучшее выступление в карьере россиянина, несмотря на проблемы со здоровьем: тотальное доминирование, победа во втором раунде удушающим приемом и увеличенный до 29-0 профессиональный рекорд. Но, кроме прочего, поединок закончился действительно трагично. После победы Хабиб упал на канвас и долго плакал — это был единственный бой, к которому он готовился без отца. Затем Нурмагомедов объявил о завершении карьеры, признавшись, что пообещал сделать это своей матери.
Сейчас Хабиб находится в свободном плаванье и ищет себе новое призвание. Но разговоры о возвращении чемпиона не утихают. В том, что Нурмагомедов проведет еще как минимум один бой, с полной уверенностью заявляет Уайт. 30-0 — заветная мечта Хабиба, и сам он не отрицает, что возвращение все-таки возможно при определенных обстоятельствах. Впрочем, это уже совсем другая история.
Новый российский чемпион в UFC
После завоевания титула Хабибом два года назад только и было споров, кто все-таки является первым чемпионом UFC от России: Нурмагомедов или Олег Тактаров. К единому мнению так до сих пор и не пришли, однако это уже вряд ли имеет смысл. На данный момент в главном бойцовском промоушене мира уже два российских чемпиона.
Восхождение Петра Яна началось еще в 2019-м. К завершению года он увеличил серию побед в UFC до шести. Ян сметал всех на своем пути, до сих пор не потерпев ни одного поражения под эгидой лиги. В конце прошлого года он получил очень серьезного соперника — ветерана Юрайю Фэйбера. Для американца все закончилось нокаутом ногой в голову в третьем раунде. После этого о Яне говорили уже как о серьезном претенденте и будущем чемпионе, которым она наверняка станет в 2020-м.
Так на деле и получилось. У UFC вообще не было сомнений, что Ян будет первым в списке на титульный поединок после неожиданного ухода Генри Сехудо. А вот оппонент вызывал вопросы. Предполагалось, что россиянин встретится с Алджаймейном Стерлингом, но промоушен дал шанс возрастной легенде Жозе Алду. В титульной схватке Ян был сильнее: нокаут в пятом раунде.
Тем не менее серьезного выхлопа чемпионства Яна не получило. Причин много: не самый большой интерес к легчайшему дивизиону, совсем не медийная персона бойца и прочее. Плюс ко всему, Ян перестал быть активен спустя несколько месяцев после боя с Алду. В конце 2020-го он должен был подраться со Стерлингом, но бой был отменен из-за проблем у россиянина. Чемпионство — это хорошо, но пока Ян его не слишком оправдывает. В начале следующего года поединок против Стерлинга все-таки состоится, и тогда про Яна можно будет сказать больше.
Борьба UFC в пандемию
А вот скандалом 2020 года в смешанных единоборствах были действия Даны Уайта во время начала пандемии. Когда в мировом спорте случился локдаун и все лиги позакрывали соревнования, в UFC решительно настроились во что бы то ни стало не срывать турниры — ведь не только промоушен, но и все бойцы остаются без денег. Номерной ивент UFC 249, на котором должны были встретиться Хабиб и Фергюсон, был одним из первых, который пришлось перенести на неопределенный срок в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Уже в мае промоушен снова был в строю и стал единственной крупной лигой в мире, которая в тот момент функционировала.
Уайт в целом относится к пандемии как к событию несерьезного масштаба, за что его жестко критиковали и обвиняли в неуважении. В это время он продолжал искать на территории США арену, где местное законодательство разрешит ему проводить бои. Такое пространство нашлось в Джексонвилле. По Флориде пандемия не так сильно ударила, как по остальным штатам, и губернатор принял предложение Уайта. Примерно на месяц UFC переехал туда — в частности, провел там и перенесенный UFC 249. Уайт тем временем заявил о грандиозной идее, посетившей его. Президент промоушена арендовал и начал готовить в неназванном изначально месте целый остров, куда будет безопасно привозить турниры.
После недолгих скитаний в Джексонвилле UFC вернулся к себе на родину, в Лас-Вегас. Уайт отвоевал право проводить бои у себя в UFC APEX, где дерутся представители Contender Series. Это место в итоге стало настоящим уголком спасения лиги и приняло в 2020 году больше 20 турниров.
Позднее открылся и «Бойцовский остров» в Абу-Даби. Событие получилось действительно монументальным, а на острове впоследствии прошли главные номерные ивенты в году, включая последний бой Хабиба Нурмагомедова. Но, справедливости ради, эмоции от исторической составляющей случившегося быстро сошли на нет, и как таковой необходимости оставаться на острове было, так как к тому моменту границы уже были открыты, что позволяло бойцам свободно летать в США. «Бойцовский остров» и деятельность UFC в пандемию, так или иначе, это огромный успех Уайта.
Хайп Исмаилова
Настоящим открытием в российских смешанных единоборствах в 2020-м стал Магомед Исмаилов. В России долгое время после начала пандемии были парализованы все лиги — пришлось идти напролом и отбивать потери так называемыми хайповыми историями. Исмаилов был одним из участников самого обсуждаемого противостояния в России, встретившись с Александром Емельяненко.
Легкая победа над стронгменом Михаилом Кокляевым привела Емельяненко к Исмаилову. Бойцы устроили настоящее шоу трэштока и нагрели интерес к заведомо странному бою до запредельного уровня. Долгожданная схватка в тяжелом весе (при том, что Исмаилов выступает в среднем и максимум полутяжелом весах) состоялась в июле в Сочи. Изначально Исмаилова считали андергодом, но Емельяненко-младший — это Емельяненко-младший, от которого возможно ожидать чего угодно.
В итоге Александр Емельяненко оказался полностью неподготовленным и провалил бой, а Исмаилов, избивая его три раунда, закончил поединок нокаутом.
В конце года Лысый Хищник провел еще один интересный публике и захватывающий бой, победив Ивана Штыркова. Исмаилов стал настоящей хайп-машиной, принимал участие во многих медийных проектах и даже снялся в кино. Его имя сейчас — главное в отечественных MMA, а Хабиб включал его в свой список лучших бойцов России.
Немков — чемпион Bellator
О российских бойцах из Bellator у общественности сложилось не лучшее мнение. Их часто обвиняют в злоупотреблении запрещенными препаратами. Особенно часто под удар попадает команда Федора Емельяненко. Спортсмены, входящие в «Fedor Team», подозреваются другими бойцами и экспертами в нарушении правил из-за своего якобы неестественного внешнего вида — они выглядят, как Халки. Разумеется, никто из них ни разу не был пойман на применении допинга и каждый отрицает свою причастность в «химии». Но серьезного отношения к этим бойцам за рубежом не сформировалось. Главным образом, в UFC.
Вадим Немков тоже отвечал на вопрос о допинге, заявив, что не стал бы его принимать даже в том случае, если бы это было разрешено официально. Четырехкратный чемпион мира по боевому самбо начал карьеру в MMA семь лет назад, проведя за это время 14 поединков на профессиональном уровне. В Bellator попал в 2017-м, однако без серьезных побед оставался вплоть до своего последнего боя. О Немкове не на шутку заговорили после его победы над Райаном Бэйдером.
Бой проходил в августе. Немков вышел на титульную схватку в полутяжелом весе против Бэйдера в статусе значительного андердога, хотя в последний раз проигрывал четыре года назад. В 2019-м Бэйдер нанес устрашающее поражение учителю Немкова — Федору Емельяненко, — и противостояние с Вадимом тоже имело свою принципиальность. Свое положение фаворита Бэйдер не оправдал: Немков разобрался с ним за два раунда, нокаутировав ногой в голову.
Немков забрал пояс и стал первым российским чемпионом Bellator в полутяжелом весе. С выдающимся выступлением его кто только не поздравил — даже Джон Джонс. В будущем Немков не исключает, что перейдет в UFC, и уверен в своей способности побеждать лучших бойцов мира своего дивизиона. Кто знает, возможно, увидеть это можно будет уже в 2021-м.