Чем недовольна Вяльбе
История вокруг «легализованного допинга» берет начало с интервью, которое Вяльбе дала еще в марте 2019 года. Тогда, комментируя итоги завершившегося чемпионата мира, президент ФЛГР достаточно жестко высказалась об успехах норвежских атлетов на мировом первенстве.
«Мы назвали уже этот ЧМ «Открытым чемпионатом Норвегии», — говорила Вяльбе в интервью РИА «Новости». — Безусловно, это феерическое выступление норвежцев… Огорчения все равно больше, чем радости. Понимаю, что у нас медали, и у женщин есть две медали, как и на Олимпиаде. Однако яркого продвижения вперед нет. Поэтому, конечно, имеются некие вопросы.
С другой стороны, мы лучшие среди здоровых. Это тоже приятно... Я считаю, что это безобразие, практически у всех спортсменов есть терапевтические исключения на очень серьезные препараты. Не буду стесняться, я уже говорила ранее: это легализованный допинг. В нашей команде ни у одного спортсмена нет терапевтических исключений, ни на какие препараты вообще! А здесь какой-то перебор есть со стороны определенных стран».
О чем речь
Терапевтические исключения — одна из самых обсуждаемых тем последних лет в спорте. В эпоху, когда на передний план все чаще выходят не спортивные достижения, а допинг-скандалы, определенные послабления в правилах не могли не возмутить многих представителей спорта.
Спортсменам, имеющим хронические заболевания, позволяется в определенных дозах принимать запрещенные препараты. В случае же большинства норвежцев, выступающих в зимних видах спорта, таким заболеванием является астма. При заверенных Всемирным антидопинговым агентством (WADA) медицинских справках спортсмены используют запрещенные препараты и вещества, как минимум улучшающие на дистанции дыхание.
Обычным же атлетам, не сумевшим доказать факт болезни, доступа к подобным медикаментам, соответственно, нет.
«Возмущение вызывает то, что одним спортсменам можно есть допинг, а другим нельзя. В данном случае я говорю о терапевтических исключениях, об астматиках. Откровенно больные люди становятся олимпийскими чемпионами. Давайте для них специальную Олимпиаду устроим… Все выступают за идеалы, которых давно нет и спущены в унитаз. И олимпийская хартия где-то уже в районе Пулковской канализации, как у нас говорят в Петербурге», — негодовал экс-боксер, ныне депутат Государственной думы Николай Валуев в декабре 2019-го после отстранения России от международных соревнований на четыре года.
Реакция Норвегии спустя полтора года
На слова Вяльбе накануне отреагировал Ула Виген Хаттестад, становившийся победителем Олимпиады — 2014 в Сочи. В разговоре с Dagbladet он заметил, что норвежцы всегда были честны в борьбе за золотые медали соревнований.
«Многие уважают спортивные достижения Норвегии, включая россиян. Уверен, действующие лыжники знают, что стоит за победами норвежцев. Кто-то может считать иначе, мне все равно», — заявил прославленный атлет.
Позднее другая представительница Норвегии Майкен Касперсен Фалла сказала, что обвинения в употреблении лекарств от астмы звучат как оправдание неудач отечественных лыжников.
«Лекарства от астмы, которые используют норвежские лыжники, — это лекарства, которые разрешены к употреблению для всех. Российские лыжники также могут ими пользоваться», — поделилась мнением олимпийская чемпионка.
Наконец, своих соотечественников поддержала Рагниль Хага, заверив, что лекарственные препараты лишь помогают лыжникам оставаться здоровыми, но никак не показывать улучшенные версии себя на мировых лыжных трассах.