— Сейчас у молодежной сборной страны идут сборы. Расскажите, как они проходят, ведь коронавирус в 2020 году очень изменил жизнь и теперь все происходит в непривычном режиме. Как это все сейчас выглядит?
— Фактически это уже второй сбор, организованный Федерацией хоккея России. Первый был в июле в преддверии сбора команды U20. Он был для молодых игроков, которые не сумели уехать в свои клубы за океан. Федерация, как обычно, предоставила материально-техническое обеспечение и все остальное сделала на очень высоком уровне.
Акцент на этом сборе делается на функциональную и техническую подготовку. ФХР всеми своими действиями проявляет заботу об этих ребятах в первую очередь, чтобы они знали, что их никто не бросит. Что бы ни случилось, они всегда смогут вернуться домой.
— А состояние игроков какое? Насколько они сейчас находятся функционально ниже, чем обычно в это время? Или такой проблемы вообще нет?
— Ну, конечно же, есть. Вы прекрасно понимаете, что
все равно есть паузы, когда игрок теряет функциональную подготовку. Сезон есть сезон — все планомерно готовятся. Во время пауз хоккеисты теряют форму. Мы как раз и постараемся это все компенсировать.
— Насколько такой большой простой критичен в принципе для карьеры и набора мастерства таких молодых хоккеистов?
— Я считаю, что не особо критичен. Все поправимо. На сегодняшний день у ребят хорошие условия для тренировок, многое зависит от них самих. Понятно, что идеальные условия есть не всегда, но поддерживать форму можно и нужно даже самостоятельно, это все понимают.
— Насколько широк круг кандидатов в молодежную сборную, если на чемпионат мира ориентироваться?
— На сегодняшний день это более 60 человек.
— Вы говорили, что решение по составу будет коллегиальным и примут его, в том числе основываясь на информации аналитического отдела. Приоткройте завесу тайны — какие конкретно данные об игроках предоставляют аналитики?
— Скаутско-аналитическая служба дает тренерскому штабу во главе с Игорем Ларионовым максимально исчерпывающую информацию по каждому игроку. В чем она заключается? В первую очередь, это большой объем видео. Думаю, любой знакомый со спортивной спецификой человек прекрасно понимает, что несколько тренеров не смогут за короткий отрезок посмотреть по несколько матчей с участием каждого из пятидесяти-шестидесяти кандидатов.
У ФХР есть специалисты-аналитики, которые с помощью специализированного программного обеспечения отслеживают и разбирают каждого из кандидатов. Его действия на льду, его ошибки, положительные моменты в игре и принятии решений.
Этим занимаются аналитики совместно с тренерским штабом. И это дает очень важную информацию.
— То есть нарезают смены и затем их анализируют?
— Если очень просто это объяснять, да. На основе матчей выявляется не одна сотня статистических показателей. Так что это не такой простой процесс.
— Насколько важен характер и человеческие качества молодого хоккеиста для попадания в сборную? Футбольный тренер Юрген Клопп, например, говорит, что ему не нужен в команде подонок, каким бы отличным футболистом он ни был...
— Лично я с ним соглашусь (смеется).
— МЧМ должен пройти без зрителей. Насколько это повлияет на атмосферу и в какой-то мере статус турнира? Обычно практически все любители хоккея ждут этот турнир как самое яркое, антуражное, живое и, может быть, даже интересное событие года...
— Хотелось бы надеяться, что к этому времени ситуация разрешится в положительную сторону и зрителям разрешат присутствовать на трибунах. Если же этого не произойдет и турнир пройдет без зрителей... Конечно, хоккей без зрителей — немножко другая атмосфера, мы все привыкли к другому. Но я не думаю, что это как-то повлияет на ребят, на их психологическое состояние — они стремятся быть профессионалами во всем.
— Предыдущий вопрос связан еще и с тем, что в игре молодых хоккеистов особенно важное значение имеют эмоции. Мы все помним эти знаменитые камбэки, в том числе и команд Валерия Брагина. Не получится ли предстоящий МЧМ не таким ярким и зрелищным, как обычно, из-за ситуации в мире?
— Я думаю, что это не будет влиять. Поверьте, эмоции спорстменов от игры на таком уровне никуда не денутся.
— У нас за океаном выступает немало молодых игроков, а с сезоном там до сих пор нет определенности. Как это все может повлиять на развитие ребят? Критична ли в этом возрасте такая пауза? Федерация, тренерский штаб какие-то решения предлагают? Может быть, вернуться домой пока.
— Мы беседовали со всеми ребятами. Естественно, мы можем только высказывать свое мнение, каждый из них должен принимать решение о своей карьере самостоятельно, посоветовавшись с родными.
Мое мнение такое, что если сейчас есть предложение из России, то надо соглашаться.
Если вы посмотрите на текущую ситуацию, то увидите, что не только федерация говорит об этом, но и клубы, которым принадлежат спортивные права на игроков, стремятся создать условия и работать в этом направлении. Игроки могут в любой момент вернуться к ним, это в интересах клубов — сохранить своих спортсменов, тем более, что сейчас для этого подходящий момент.
— Даже если это будет временно?
— Ну почему. Жизнь может сложиться по-разному. В России сейчас отличные условия, от добра добра не ищут. В ФХР проводится большая работа для того, чтобы сохранять молодых игроков в наших чемпионатах, чтобы они развивались в хороших условиях.
— Валерий Брагин много лет работал с молодежкой, которая у болельщиков до сих пор ассоциируется с его именем. Вы с Игорем Ларионовым не консультируетесь с ним теперь?
— Естественно, мы общались, разговаривали, это нормальная практика. У Валерия Николаевича огромный опыт, поэтому мы, естественно, будем консультироваться и советоваться и дальше. Вот буквально в прошлом месяце мы вместе были в Сочи на турнире Sochi Hockey Open.
— Ну а желания по ходу нынешнего сезона вызывать игроков из молодежки в главную команду страны он не озвучивал еще?
— Пока такой информации не было. Но я думаю, что это возможно, если игроки зарекомендуют себя перед главным тренером.
— Сборная России не выигрывала МЧМ со времен Кузнецова, Тарасенко и Панарина. А каковы, на ваш взгляд, шансы у этого созыва?
— Во-первых, скажу так: загад богат не бывает. А во-вторых, посмотрите на недавние события в юниорском хоккее — многие турниры сборные России не выигрывали очень долго, но потом они все равно как-то нам поддались.
— В общем, шансы есть?
— Шансы всегда есть.
- А какова на данный момент судьба суперсерии молодежных сборных России и Канадской хоккейной лиги. Ее не будет? Четкой информации как-то не было. Есть ли вероятность, что ее все-таки проведут, потому что Суперсерия с командами CHL — всегда интересное событие и нашим командам помогало подготовиться к МЧМ.
— К сожалению, я ничего нового на эту тему не скажу. Пока нет никакой определенности в этом вопросе нет.
— А насколько тренерскому штабу сложно в такой ситуации планировать подготовку, когда нет конкретной информации по турнирам, в каком ребята состоянии, к чему их подводить?
— Конечно, в нынешних условиях тяжело планировать. У многих кандидатов нет игровой практики, только что мы с вами говорили о ребятах из клубов североамериканских юниорских лиг. У нас-то сейчас все видно — чемпионаты начинаются, ребята будут играть. А там нет календарей. Но есть международный календарь, мы опираемся на него и надеемся, что события будут развиваться позитивно.