Новый сезон Российской премьер-лиги стартует совсем скоро: уже 8 августа он будет открыт матчами «Химки» — ЦСКА и «Тамбов» — «Ростов». Но каким будет грядущий чемпионат — вопрос открытый. В том числе и из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, РПЛ ожидают серьезные изменения.
Например, клубы не смогут теперь по обоюдной договоренности переносить матчи в случае вспышек заражения COVID-19, как это было в оставшейся части прошлого сезона. Теперь если команда не сможет явиться на игру в установленный срок, то ей будет присуждено техническое поражение (в прошлом розыгрыше РПЛ подобное испытали «Оренбург» и «Сочи», например). Связано это с тем, что сроки проведения нового сезона будут усеченными из-за проведения чемпионата Европы летом 2021 года, а резервных дат практически не будет.
Больший интерес вызывают изменения в регламенте Премьер-лиги, которые предлагают сами клубы. На общем собрании, прошедшем 6 августа, были согласованы некоторые из них.
Главным образом они связаны с требованием запретить функционирование в лиге так называемых фарм-клубов.
Как утверждает известный журналист-инсайдер Сергей Егоров из «РБ Спорт», с данной инициативой выступил «Краснодар». От лица «быков» генеральный директор клуба Владимир Хашиг отправил соответствующее предложение о поправках в регламент, которые связаны с арендами. Так, в краснодарском клубе пожаловались на наличие в РПЛ команд, которые применяют практику перевода по арендным соглашений большой группы футболистов в одну команду, что схоже по принципу действия классических фарм-клубов.
В России официально такими являются, например, «Спартак-2», «Краснодар-2», «Зенит-2» и «Казанка», но главным фактором в этой системе является тот факт, что в одной лиге эти команды со своими основными клубами не могут участвовать. Именно перевод игроков по аренде в другие, сторонние клубы РПЛ и может спровоцировать создание неофициальных фарм-клубов, что в свою очередь грозит ударом по спортивному принципу.
По данным «РБ Спорт», на общем собрании клубов РПЛ выступили, во-первых, за отмену запрета на участие арендованных футболистов против своих основных клубов. Но гораздо более интересной является следующая поправка:
создать лимит, согласно которому из одного клуба в другой может перейти по аренде не более двух футболистов.
Принять данные поправки должно бюро исполкома Российского футбольного союза. Как утверждает источник, за это проголосовали большинство клубов — 11. Представители только пяти команд выступили против. Что интересно, среди последних оказались… «Спартак», «Зенит», «Химки», «Сочи» и «Уфа». Именно те клубы, вокруг которых за последний год и образовались разговоры о создании негласных фарм-клубов.
Также, по информации Сергея Егорова, восемь клубов РПЛ на общем собрании предложили запретить одному или нескольким лицам управлять сразу несколькими клубами лиги, а также ограничить зарплату, которую клуб-арендодатель может платить своему игроку в другом клубе, до 50% от нее.
Шумиха по поводу возможного функционирования в РПЛ фарм-клубов произошла после странных кадровых перестановок вышедших в Премьер-лигу «Химок». Подмосковную команду теперь тренирует Дмитрий Гунько, проработавших почти 10 лет в системе «Спартака», а, по слухам, состав химчан должна была пополнить целая группа футболистов красно-белых. Впрочем, оба клуба публично отрицали факт какого-либо сотрудничества, целью которого могло бы стать преобразование «Химок» в фарм-клуб «Спартака».
Теперь в клубах ответили, почему же они тогда выступили против предложенных поправок в регламент.
«Химки» голосовали против второй поправки по той причине, что наше предложение было ограничить количество арендованных из одного клуба тремя футболистами. Именно такое количество игроков упоминалось в проекте документа ФИФА ограничению аренд, который рассылался в клубы до пандемии», — приводит слова руководителя пресс-службы подмосковного клуба Ивана Тугарина журналист Василий Конов.
Генеральный директор красно-белых Шамиль Газизов и вовсе выступил куда категоричнее. По его мнению, предложенный лимит является бессмысленным: если и вводить запрет, то полностью, а не устанавливать какие-либо ограничения по количеству арендуемых футболистов в один клуб.
«Мы не голосовали против поправок. У нас позиция в данном случае свести аренды вообще к нулю, если мы на такое пошли. Для меня — любое ограничение приводит к границам. Это бьет по экономике клубов. То есть мы говорим о том, что нас ограничивают лимиты, а потом сами ставим себе лимиты. Эта история смешная. Те, кто сейчас это инициировали, через некоторое время скажут, что они были неправы. Логики в этом мало. Мы все ругаем лимит на легионеров, а теперь еще и на аренды выписали лимит.
А теперь я должен думать, что в один клуб, я двоих отдам, в другой одного. А если я хочу знакомому хорошему тренеру группу игроков отдать? Или какой-то клуб готов полностью покрывать зарплату всех? Стреляем сами себе в ногу»,
— цитирует Газизова «Чемпионат».
К слову, именно из-за Газизова общественность негласно называет фарм-клубом «Спартака» и «Уфу». 52-летний функционер поднял команду и создал из нее крепкого середняка Премьер-лиги. Именно с Газизовым связывают все успехи уфимцев. Этим летом он сменил на посту гендиректора «Спартака» Томаса Цорна, после чего начались разговоры о том, что «Уфа» будет сотрудничать с красно-белыми.
Если говорить о тезисе Газизова, то с ним можно согласиться — ограничение на аренды между клубами никак не поможет в борьбе против создания фарм-клубов в РПЛ. «Зенит» и «Сочи» — показательный тому пример.
В прошлом сезоне за южный клуб (который, к слову, летом 2018-го был преобразован из петербургского «Динамо») в Премьер-лиге сыграли сразу девять футболистов из стана сине-бело-голубых: Миха Мевля, Иван Новосельцев, Эльмир Набиуллин, Дмитрий Полоз, Кристиан Нобоа, Ибрагим Цаллагов, Андрей Мостовой, Антон Заболотный и Александр Кокорин. Именно из-за такого большого десанта из петербургского клуба «Сочи» и прозвали «Зенитом-3».
Бессмысленность предложенного запрета заключается в том, что клубы могут сотрудничать и без заключения арендных соглашений.
Например, из перечисленных девяти футболистов из «Зенита» в «Сочи» по аренде ушли только двое — Мостовой и Кокорин. Первый уже вернулся в свой основной клуб, второй же на правах свободного агента перешел в «Спартак». Остальные же переехали из Петербурга на юг полноценным трансфером за небольшой ценник. Самой дорогой оказалась сделка по Мевле — €4 млн. Заболотный и вовсе ушел бесплатно.
Формально клубы при желании и дальше могут договариваться о полноценных трансферах за символическую сумму с возможностью по необходимости возвращать игроков с максимальной выгодой.