Положительный тест
23 июня стало известно, что Новак Джокович заразился коронавирусом. Серб сдал тест по возвращении в Белград из хорватского Задара, где проходил второй из трех его выставочных турниров «Адриатического тура».
«Все, что мы делали последние месяцы, происходило от чистого сердца и из лучших побуждений. Наш турнир должен был объединить игроков и продемонстрировать солидарность и сопереживание внутри региона.
Adria Tour был предназначен для того, чтобы помочь и уже известным, и начинающим теннисистам из юго-восточной Европы посоревноваться в то время, пока сезон еще не возобновился официально из-за ситуации с коронавирусом.
Все вырученные средства должны были достаться нуждающимся людям, и я счастлив, что эта идея всем пришлась по душе. Мы организовали турнир в тот момент, когда ослабла эпидемия, и думали, что все необходимые правила были соблюдены. К сожалению, вирус все еще никуда не делся – это новая реальность, в которой нам нужно научиться жить и справляться с проблемами. Надеюсь, со временем ситуация улучшится и мы сможем вернуться к обычной жизни, какой она была до коронавируса.
Приношу глубокие извинения за каждый отдельный случай заболевания. Надеюсь, они не повлекут за собой осложнений, и все быстро восстановятся. Я буду на самоизоляции в течение 14 дней, а через 5 дней сдам повторный тест,
— говорится в заявлении на официальном сайте самого Джоковича.
Уже можно признать, что изначально интересная и позитивная идея лучшего теннисиста планеты обернулась полным провалом и грозит катастрофой одновременно и мировому теннисному туру, и большому количеству людей, кто побывал на самих матчах, а также их кругу общения, где люди, возможно, даже не интересуются теннисом.
Провальная организация
Отношение Джоковича к коронавирусу изначально выглядело несколько странным. Серб крайне негативно относится к прививкам вообще и, когда пандемия только начиналась, заявил, что откажется от вакцинации COVID-19.
Позже он, правда, объяснил, что речь идет о том, что спортсмен не хочет вводить в свой организм непроверенный препарат с неизвестными побочными эффектами.
«Адриатический тур» Ноле задумал как благотворительное мероприятие, которое разом убьет нескольких зайцев: поможет пострадавшим от инфекции, даст возможность заработать во время простоя сезона игрокам, а также просто вернет ощущение радости от игры и даст реальную надежду на благополучное возвращение тура еще в этом году.
Изначально он планировал провести четыре выставочных уикенда в странах бывшей Югославии, однако Черногория, до сих пор держащая закрытой границу с Сербией, отказала первой ракетке мира в праве проведения его соревнований.
В итоге 13-14 июня прошел турнир в Белграде, 20-21 июня теннисисты перебрались в хорватский Задар, а 3-4 июля должны были выступить в Боснии и Герцеговине, что теперь кажется просто невозможным.
Проблемой соревнований и многочисленных сопутствующих им мероприятий стало полное отсутствие каких-либо мер, направленных на защиту от распространения вируса.
Теннисисты постоянно находились в контакте друг с другом, здороваясь за руку и обнимаясь, а также вместе позируя для фотографий, играя в баскетбол и тусуясь в ночных клубах.
При этом зрители были рассажены на трибунах без ограничений и обязательств носить защитные маски и перчатки, а также социального дистанцирования. Работали на соревнованиях и подающие мячи дети, которые передавали игроками и принимали от них назад полотенца.
Тур Джоковича критиковали многие, в том числе и в мире тенниса, однако он каждый раз говорил, что действует с разрешения властей стран, где проводятся матчи, а также ссылался на разную ситуацию с пандемией на Западе и в Восточной Европе. В данной позиции его поддержал российский теннисист Марат Сафин, который, по его словам, не отказался бы принять участие в турнире, если бы не дела.
«Каждый может поступать так, как он хочет. Джокович принимал решение, основываясь на том, что можно это делать. Я не осуждаю его в любом случае. Он принял решение – он сделал, а получилось так, как получилось. Если бы был риск, ему бы не дали этот турнир провести, вы же понимаете»,
— пояснил Сафин в беседе с «Газетой.Ru».
Вспышка и последствия
Что ж, последствия довольно безответственного поведения, между прочим, представителя профсоюза теннисистов уже получились серьезными.
Джокович оказался далеко не первым, у кого из участников процесса диагностировали COVID-19.
Первым был прилетевший из США болгарин Григор Димитров. Он не просто заработал инфекцию, но и почувствовал ее симптомы — теннисист стал быстрее уставать, а в итоге еще у него поднялась температура.
Сообщается, что организаторы не проверили Димитрова после появления первых симптомов, так как он сам отказался от тестирования. Но в итоге коронавирус все же был диагностирован в Задаре.
Дальше все постепенно начало приобретать масштаб снежного кома. Из Хорватии улетел с COVID-19 и соперник болгарина по матчу хорват Борна Чорич.
Димитров играл и в Белграде и после того турнира заболевание было определено у жены серба Виктора Троицки, а потом выяснилось, что заболел и он.
Что до Джоковича, то сначала заразился его физиотерапевт, но сам Ноле отказался сдавать тест в Задаре и выяснил наличие у себя инфекции уже в Белграде, куда он летел, пересекаясь с большим количеством людей.
Под вопросом здоровье и немца Александра Зверева и россиянина Андрея Рублева, каждый из которых был в контакте с заболевшими, а болельщики первого и вовсе отметили его необычную усталость и просят теперь пройти тест.
И кто знает, сколько еще человек, в том числе и не являющихся известными, контактировали с разносчиками заразы и могли также заразиться сами и передать инфекцию дальше.
Более того, теперь уже есть люди, призывающие отменить теннис как минимум до конца года. И это после того, как US Open подтвердил проведение своего турнира в изначальные сроки — конце августа и начале сентября.
Ну а пока стоит ожидать отмены уикенда в Боснии и Герцеговине, тем более сам Джокович туда прилететь не сможет из-за карантина.