Утвержденный календарь
2 июня «Формула-1» объявила календарь на первую часть сезона, опубликовав расписание восьми первых этапов. Многострадальный чемпионат-2020 стартует 5 июля в Австрии, где правительство еще несколько недель назад дало разрешение на проведение гонки.
Более того, спустя всего неделю на той же австрийской трассе состоится и второй этап чемпионата, который получил название Гран-при Шпильберга, чтобы отличаться от Гран-при Австрии.
Дальше зрителей ждет Гран-при Венгрии (гонка состоится 19 июля), после чего у команд будет двухнедельная передышка, а дальше друг за другом пройдут две гонки в английском Сильверстоуне (2 и 9 августа). Первая под традиционным названием Гран-при Великобритании, а вторая будет именоваться Гран-при 70-летия «Формулы-1».
После этого 16 августа состоится гонка на трассе «Каталунья-Монтмелло» в рамках Гран-при Испании, затем после недели отдыха зрителей ждут Гран-при Бельгии (30 августа) и Гран-при Италии (6 сентября).
Сообщается, что первые этапы точно пройдут при пустых трибунах из-за мер, связанных с пандемией коронавируса, а дальше Международная автомобильная федерация (ФИА) и организаторы Гран-при будут смотреть по обстоятельствам.
В данный момент руководство «королевских автогонок» планирует провести не менее 16 гонок в сезоне, что поможет сохранить положенные по контракту деньги от телевизионных компаний.
Наверняка состоится и Гран-при России в Сочи, который намечен на сентябрь. В нашей стране эпидемиологическая обстановка улучшается, ограничения постепенно снимается, а футбольная РПЛ вернется уже в июне, причем с 10% зрителей на трибунах.
Серьезные потери
Многострадальный сезон-2020 должен был вместить в себя рекордное число гонок — 22. Две запланированные тестовые сессии в Барселоне прошли по плану, после чего команды прилетели в Австралию, где должен был состояться первый этап.
Гонка была намечена на 15 марта, но 13-го числа было объявлено об отмене Гран-при, так как COVID-19 был выявлен у одного из сотрудников «Макларена».
В итоге позже положительных тестов у персонала британской конюшни стало больше, а австралийский этап был не просто перенесен, а отменен окончательно — в этом году Мельбурн, к сожалению, не примет «большие призы».
Кроме того, официально уже были отменены бесповоротно Гран-при Франции на трассе «Поль Рикар» и Гран-при Нидерландов на перестроенной к этому сезону трассе в Зандвоорте. Этот этап особенно ждало оранжевое море поклонников голландского пилота «Ред Булл» Макса Ферстаппена.
Но самой болезненной стала отмена Гран-при Монако. Легендарный этап по городским улицам респектабельного Монте-Карло не состоится впервые в истории чемпионатов «Ф-1»!
При этом ФИА ни секунды публично не сомневалась в том, что чемпионат состоится. Полная отмена сезона привела бы к поистине катастрофическим последствиям для команд, которые и так понесли за время простоя в текущем году очень болезненные убытки.
В качестве мер поддержки команд федерация произвела частичные выплаты призовых денег за нынешний сезон наперед, а также по согласованию с ними перенесла введение нового технического регламента на один год. Теперь болиды по абсолютно новым разработкам появятся в 2022 году, а в 2021-м команды выкатят фактически слегка доработанные машины нынешнего года, не потратившись на проектирование.
Проблемы легенд
Несмотря на все проблемы, на старт в Австрии должны выйти все десять команд и все 20 пилотов, но для кое-кого ситуация с простоем оказалась действительно сродни катастрофе.
Речь о двух легендарных командах, которые, что характерно, являются частными, а не представляют крупных автогигантов или корпорации (как «Ред Булл») — «Макларене» и «Уильямсе».
Два британских коллектива существуют в сумме 108 лет, выиграли на пару 36 личных титулов, заработали 287 побед в гонках и входят в топ-3 самых титулованных команд мира, уступая только «Феррари».
И одни, и другие смогли развить очень качественный и интересный бизнес, а «Макларен» даже открыл в итоге свой завод, где производит супер- и гиперкары, и живут за счет собственной деятельности, а не только благодаря спонсорам.
До сих пор эта деятельность приносила обоим прибыль, и хотя дела «Уильямса» из-за провальных болидов двух последних лет ухудшились из-за потери призовых от ФИА за результаты, катастрофы ничто не предвещала.
Но из-за пандемии «Макларен», например, потерял за первый квартал года выручку на $215 млн, получил от акционеров на оперативные расходы вливания в размере $372 млн, но все равно вынужден был сократить 1200 сотрудников всей компании, из которых 70 пришлись на команду «Ф-1» (при штате в 760 человек).
Коллектив из Уокинга в марте пытался получить дополнительно еще госкредит от правительства Великобритании, но ему было отказано, а теперь ведет переговоры с банком JPMorgan на заем в размере свыше $300 млн. И это чтобы просто выжить.
Что касается «Уильямса», то ему для обеспечения оперативных расходов хватило вливаний на сумму всего в $35 млн в качестве кредита от банка HSBC, но при этом также фактически сгорела вся выручка от продажи весной контрольного пакета акций подразделения Williams Advanced Engineering.
В результате Клэр Уильямс, дочь основателя команды и обладателя 52% акций Фрэнка Уильямса, была вынуждена объявить процесс формальной продажи через «период принятия предложений». Сейчас любой фактически может купить легендарную конюшню и переименовать ее на свой вкус, хоть в Гроуве и надеятся, что последнего не случится.
Кроме того, британская команда еще и попала в кабалу к канадскому миллиардеру Майклу Латифи, обеспечивающему сейчас большую часть ее кредитов. Его сын Николя и так получил место в призовом болиде на нынешний сезон, а теперь вся собственность «Уильямса» находится у него в залоге.
Кроме того, одним из условий бизнесмена является прописка Николя Латифи в качестве призового гонщика до тех пор, пока займы не будут погашены, что случится не раньше конца 2021-го.
В общем, старт сезона подоспел если не вовремя, то по крайней мере не слишком поздно. Возвращение Гран-при должно помочь легендарным конюшням наладить их жизнь.
Кстати оно и для «Хааса». Американская команда уже начала жаловаться на серьезные убытки и рассуждать о возможном снятии с чемпионата. Всерьез эти разговоры никто, конечно, не воспринимает, но тенденция все равно тревожная.
Что там у Квята
А вот «Альфа Таури», за которую выступает российский гонщик Даниил Квят, хоть тоже не стала во время кризиса богаче, в целом функционирует вполне пристойно и может выловить в сложившихся обстоятельствах собственную выгоду.
Еще на презентации коллектива, проведшего ребрендинг — раньше команда называлась «Торо Россо», а «Альфа Таури» является принадлежащим «Ред Булл» брендом одежды, — было четко сказано, что теперь речь идет не о дочерней организации «РБ», а о полноценной боевой единице с серьезными задачами.
2019-й с двумя подиумами (по одному у Квята и Пьера Гасли) стал для команды Франца Тоста очень удачным, а сейчас имелись все предпосылки для прогресса.
Ну а проблемы «Хааса» и особенно «Макларена» должны дать еще лучшие шансы для «телят» на хорошие результаты. Кто знает, может Квят и в этом, укороченном сезоне взойдет на подиум?