Фанаты могут вернуться на стадионы
Россия постепенно смягчает меры ограничений и выходит из режима самоизоляции, введенного еще в апреле из-за пандемии коронавируса. Вместе с этим все ближе и возобновление футбольного сезона в стране: после досрочного завершения розыгрышей Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), баскетбольной Единой лиги ВТБ, чемпионата России по гандболу и других национальных первенств футбол в стране, по сути, остался единственным командным видом спорта, к которому в ближайшие месяцы будет приковано внимание.
Российская премьер-лига (РПЛ) уже обозначила желаемый период проведения оставшихся восьми туров чемпионата — с 21 июня по 22 июля, — а переговоры с властями все больше сводятся к тому, чтобы получить окончательное разрешение на доигровку. Главный шаг навстречу этому сделала и Москва: накануне мэр столицы Сергей Собянин официально разрешил с 1 июня открыть стадионы и иные спортивные объекты для тренировок членов сборных команд Москвы и России, а также игроков профессиональных спортивных клубов. Но все это пока только для атлетов, тренеров, врачей и других сотрудников команд, — зрителям же допуск на арены еще запрещен. Но и это, вероятно, лишь временная мера.
Telegram-канал «Москва сейчас», а затем и ряд информационных агентств сообщили, что
РПЛ достигла договоренностей с Роспотребнадзором о возможности проведения матчей чемпионата со зрителями. Но с ограничениями — болельщикам разрешат занимать не более 10% мест на трибунах стадионов.
О намерении вернуть фанатов на футбол также сообщал и президент Премьер-лиги Сергей Прядкин. В частности, он подчеркнул, что РПЛ ведет об этом активные переговоры с исполнительными органами власти и заверил о готовности соблюдать все меры безопасности для участников матчей. Игры без болельщиков, по его словам, нанесут немалый урон футболу с разных сторон: от экономической составляющей до визуальной.
«Пока мы исходим из того, что рестарт сезона состоится без зрителей. Это очень расстраивает, все понимают, что футбол без болельщиков на трибунах — это совершенно другое зрелище, другая энергетика. Экономически это также большой удар по клубам, ведь приходится забывать о доходах в день матча. Но в первую очередь мы должны думать о здоровье людей.
Мы не теряем надежду, все заинтересованы, чтобы болельщики как можно скорее вернулись на стадионы. Если ситуация позволит, можно будет рассмотреть и такой вариант тоже. Все это будет возможно только при разрешении властей и максимально строгом соответствии всем санитарным нормам»,
— цитирует Прядкина ТАСС.
Какую пользу принесут болельщики клубам
По информации «Чемпионат.com», на недавнем исполкоме Российского футбольного союза (РФС) клубами было озвучено предложение о проведении оставшихся матчей со зрителями. В их числе оказались московский «Спартак» и ЦСКА, петербургский «Зенит», а также «Краснодар» и ряд других команд, названия которых не называются. Впрочем, владельцы некоторых клубов и сами публично выступили за возвращение болельщиков на трибуны.
Например, президент екатеринбургского «Урала» Григорий Иванов ждет не только возобновления сезона РПЛ, но и розыгрыша Олимп Кубка России, где его команда продолжает борьбу за титул. Финальный матч, к слову, пройдет как раз в Екатеринбурге 25 июля, и Иванов рассчитывает на то, что арена пустовать не будет.
«Кубковый финал в Екатеринбурге без зрителей — не то, футбол без зрителей вообще не тот, и если наши врачи одобрят — надо пускать зрителей. Нужно продумать, как можно их разместить. Может, посадить в метре друг от друга. Пусть на матч придет не 30 тысяч, а 10, но болельщики хотя бы будут.
Это можно все продумать. Без зрителей футбол совсем не тот», — цитирует функционера Sport24.
Его слова поддержал и руководитель тульского «Арсенала» Гурам Аджоев.
«Футбол и существует для болельщиков. Они создают непередаваемую атмосферу, делятся с игроками своими эмоциями, мотивируют футболистов. А для Тулы это особенно актуальный вопрос, так как у нас каждая домашняя игра превращается в праздник. И нам поддержка трибун крайне необходима», — приводит слова Аджоева ТАСС.
Про особую атмосферу на футбольных матчах с присутствием на них фанатов рассказал и президент ЦСКА Евгений Гинер. Он, например, обратил внимание на игры немецкой Бундеслиги, которая первой в Европе возобновила сезон после пандемии. Все матчи проходят без зрителей, на трибунах стадионов если кто и располагается, то только представители играющих команд — места не находится даже главному тренеру сборной Германии Йоахиму Лёву, потому что все приглашения и аккредитации распределяются только среди клубов.
А, например, «Боруссия» из Мёнхенгладбаха для создания хоть какой-то визуальной поддержки разместила картонные портреты фанатов и ветеранов клуба на трибунах своего стадиона, что выглядит весьма экзотично. Впрочем, сами матчи все равно проходят в такой тишине, что на телетрансляциях прекрасно слышны разговоры футболистов и тренеров. По словам Гинера, такие матчи обретают характер товарищеских встреч.
«Это не мои ощущения, об этом говорят и рейтинги телетрансляций чемпионата Германии. Я считаю, что футбол без зрителей мало кому интересен — и болельщикам, и самим участникам, и всей индустрии»,
— цитирует президента армейцев Sport24.
Ну, а другие клубы ориентируются не только на атмосферу, но и финансовую составляющую. Главным сторонником последнего является владелец «Спартака» Леонид Федун, который ранее выступал за досрочное завершение сезона. Накануне функционер подчеркнул, что на матчах без зрителей он потерпит убытки в 1,5 млрд рублей. Ради допуска болельщиков на стадион он даже согласен идти на особые меры.
«Мы готовы выпускать маски и перчатки со своей символикой и раздавать всем на входе и прилагать их к абонементу. Во-вторых, на стадионе между зрителями возможно санитарное расстояние два-три метра. Понятно, что стадион будет собирать 15 тысяч зрителей, а не 45 тысяч, но это также поможет и избежать толкучки на выходах. Я думаю, что зрители будут счастливы снова выйти на матчи, а риски заражения будут ниже, чем в метро и автобусе», — цитирует Федуна РБК.
Почему идея провести матчи со зрителями — неудачная
Безусловно, наблюдать за играми, которые проходят при пустых трибунах, несколько скучно, а матчи действительно немного приобретают характер товарищеских. Да и команды, согласно статистике в той же Бундеслиге, теряют преимущество своего поля, а их процент побед дома резко снизился. Однако в нынешней ситуации решение РПЛ допустить болельщиков на стадионы имеет и негативные моменты.
Во-первых, риск для здоровья как самих болельщиков, так и работников стадионов, которые будут осуществлять досмотр и пропуск фанатов на трибуны — на пропускных пунктах так называемые стюарды вынуждены контактировать с прибывшими зрителями, и соблюдение дистанции хотя бы в 1 метр будет просто невозможным.
Каждые сутки в России фиксируется минимум 8 тысяч новых случаев заражения COVID-19. Конечно, темпы роста, согласно статистике оперштаба, постепенно падают, но риски второй волны пандемии остаются реальными. Это подчеркивают и в «Зените». Генеральный директор сине-бело-голубых Александр Медведев, несмотря на появившуюся в СМИ информацию о том, что петербуржцы проголосовали за допуск зрителей на трибуны, утверждает, что оставшиеся матчи сезона нужно доиграть без присутствия болельщиков на стадионах.
«Надо быть реалистами. Да, у нас появились положительные тенденции, но это не значит, что нужно терять голову и совершать необдуманные поступки, которые могут привести ко второй волне заражений. Нам надо закрепиться сначала на этом плацдарме, а затем уже двигаться дальше. Спорить, как лучше играть — со зрителями или без них? Тут другой вопрос: играть без зрителей или не играть вообще. И ответ на него очевиден — конечно, играть без зрителей»,
— цитирует Медведева News.ru.
В Государственной думе и вовсе отметили, что проведение матчей с фанатами опасно, поскольку они, вероятно, не будут соблюдать меры безопасности.
«На сегодняшний день я уверен на 100%, что никто не возьмет на себя ответственность разрешить болельщикам посещать футбольные матчи, — заявил депутат Госдумы Игорь Лебедев. — Даже если будут разработаны самые жесткие правила нахождения на стадионах. Будь это расстояние в три метра, маски, перчатки или градусники под мышками на протяжении всего матча. Никто на это не пойдет, потому что соблюдать эти меры никто из болельщиков не будет.
Поснимают эти маски и перчатки и будут находиться рядом с футболистами на расстоянии около трех метров. Потому что это фанаты, и это весь сок их действия на футбольных стадионах. Если они будут тупо сидеть в масочках на дистанции от трех метров и просто хлопать в ладоши, то такой 12-й зритель никому не нужен».
Во-вторых, нельзя игнорировать и вопрос справедливости. В той же Германии на трибунах располагаются только представители клубов. И те — по специальным приглашениям. Если же говорить об инициативе РПЛ, то между болельщиками и клубами с большой долей вероятности будет спровоцирован конфликт интересов, а именно — кто войдет в установленные 10%, которых пустят на трибуны.
Это подчеркнул даже Леонид Федун, который сам выступал за проведение матчей со зрителями. Он, видимо, рассчитывал на большее допустимое количество болельщиков, нежели 10% от всей вместимости стадиона (а «Открытие Арена», например, вмещает чуть более 45 тыс. зрителей).
«У нас 15 тысяч абонементов, получается дискриминационный момент для болельщиков. Мы будем думать», — сказал владелец «Спартака» в комментарии РИА «Новости».
Похожие споры возникли еще в начале марта, когда ограничения в России только начали вводиться. Первые меры были приняты как раз в Москве, когда на массовых мероприятиях (в том числе и спортивных) могли собираться не более 5 тысяч человек.
Тогда, например, шестой матч серии первого раунда плей-офф КХЛ между столичными «Спартаком» и «Динамо», прошедший на арене красно-белых, прошел вообще без зрителей, что было многими раскритиковано впоследствии.
В РПЛ же на хитрый шаг пошел ЦСКА: армейцы провели жеребьевку среди владельцев абонементов на домашние матчи команды, чтобы определить, кто попадет на игру с «Уфой», а кто — на встречу с «Зенитом». Первый матч состоялся, и тогда красно-синие собрали на «ВЭБ Арене» почти 3,5 тысячи зрителей, а игра завершилась нулевой ничьей. Счастливчики же, которые по итогам жеребьевки могли попасть на принципиальный матч с «Зенитом», этого так и не дождались — чемпионат был приостановлен. Теперь же, учитывая тот факт, что стадион ЦСКА вмещает 30 тысяч зрителей, то на матч будут допущены не более 3 тысяч болельщиков (в том числе и из Санкт-Петербурга). Таким образом, клубу вновь придется проводить своеобразный отсев. А это вряд ли можно назвать справедливым по отношению к другим болельщикам.
К тому же нельзя забывать и о фанатах, которые должны были оформить так называемый «золотой» сезон — когда болельщик посещает абсолютно все матчи своей команды вне зависимости от места и статуса турнира.
Из-за введенных ограничений многие коллективы уже приняли решение не засчитывать «золотой» сезон в этом году, так как смирились с проведением матчей при пустых трибунах. Теперь же лига по сути не только дарит слабую и ложную надежду всем «золотникам», но и провоцирует между болельщиками конфликт интересов.