Спортивную Россию всколыхнул очередной скандал, в котором угадывается допинговая составляющая. Инцидент имел место на зимнем чемпионате и первенстве Сибирского федерального округа по легкой атлетике в Иркутске: после приезда допинг-офицеров из Российского антидопингового агентства (РУСАДА) сразу 36 спортсменов неожиданно отказались выходить на старт и снялись с соревнований из-за болезни или без указания причины.
Список совершивших демарш участников опубликован в паблике «Stop Doping! Скажи допингу нет!» в социальной сети «ВКонтакте». Среди них — заявившиеся на взрослые состязания, а также юниоры до 23 лет, юниоры до 20 лет, юноши и девушки до 18 лет. Любопытно, что лишь трое из 36 имеют звания «Мастер спорта международного класса». В основном под подозрение в попытке скрыть употребление запрещенных веществ попали спортсмены ранга «Кандидат в мастера спорта» и разрядники.
Самая известная в группе «отказников» — бегунья на средние дистанции Наталья Аристархова, которая в Иркутске должна была бежать 1500 м, а в конце декабря на университетском чемпионате Красноярского края в одиночку пробежала 3000 м за 9 минут 06,1 секунды.
Бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев считает необходимым проведение досконального разбирательства ситуации и привлечения к ответственности нарушителей — естественно, в случае доказанности их вины.
«Нечто подобное случилось после Нового года в Москве, — рассказал функционер «Газете.Ru». — Все причастные к инциденту получили дисквалификации. РУСАДА должно расследовать произошедшее в Иркутске. Одно дело, если спортсмен действительно был болен. Совсем другое — сбежал с допинг-контроля. Такие атлеты должны быть строго наказаны со всеми вытекающими последствиями. Считаю, это не то событие, которое требует внимания прессы. Рутинный вопрос РУСАДА, только и всего».
Массовый характер снятия спортсменов с состязаний многие объясняют боязнью проходить допинг-контроль. Некоторые, впрочем, не исключают, что таким образом участники пытались привлечь внимание общественности, протестовали.
«Не думаю, — сказал Балахничев. — Протесты, другие выступления обязательно были бы хорошо проанонсированы и выражены чем-то конкретным. На мой взгляд, массовость демарша свидетельствует о том, что принимаемые сегодняшней ВФЛА меры не возымели серьезного действия.
Еще будучи действующим президентом организации, я говорил, что РУСАДА должно спускаться на региональный уровень, в детские спортивные школы.
Туда, где, как выясняется, злоупотребление носит массовый характер. РУСАДА же сосредоточилось только на сборной России. Больше ее ничего не интересовала, хотя любая перспектива развития начинается на местах».
По мнению Балахничева, класс спортсменов, статус и звездность значения не имеют — «они тоже работают, получают зарплату».
«Допинг-контроль должен проводиться повсеместно и быть по-настоящему независимым.
Все должны понимать, что проверка может коснуться каждого. Правила должны быть общими, тем более атлеты, поступая в спортшколы, подписывают специальные документы об обязанности прохождения допинг-контроля», — подчеркнул собеседник издания.
В свою очередь, РУСАДА уже объявило об интересе к этому делу и желании разобраться в ситуации.
«Факты массового снятия легкоатлетов на турнире в Иркутске представляют интерес для сотрудников отдела тестирования, которые учтут всю эту информацию при составлении дальнейших планов целевого тестирования,
— заявила ТАСС первый заместитель генерального директора РУСАДА Маргарита Пахноцкая. — Также все произошедшее станет поводом для работы работников отдела расследований РУСАДА».
Заместитель гендиректора РУСАДА отметила, что организация рекомендует общероссийским национальным федерациям проводить дисциплинарные проверки по фактам снятия спортсменов с турниров при появлении сотрудников допинг-контроля.
О подробностях турнира в Иркутске «Газете.Ru» рассказал один из непосредственных участников, известный российский спортсмен, многократный чемпион России в толкании ядра, участник Олимпиады в Пекине-2008 Антон Любославский.
«Я уже не являюсь действующим спортсменом, был заявлен для протокола, — отметил Любославский. – О прибытии в зал допинг-офицеров и понятия не имел, узнал уже после соревнований. Как отношусь к тому, что массовый характер снятия многие сейчас трактуют как нежелание участников проходит допинг-контроль?
Это не имеет значения, поскольку каждый вправе лично принимать решение – выступать ему, или нет. Равно как и обычные люди сами решают – выходить на работу, или остаться дома.
Не стану отрицать, что снятие с турнира сразу 36 спортсменов – достаточно странно, хотя и не имею статистики по отказам на подобных соревнованиях. В Иркутске для участия заявились 600 человек, отказались – около 5%. Считаю, ситуация раздута из пальца».
Любославский также выразил полное разочарование в сегодняшнем российском спорте.
«Не совсем понятно, кому это понадобилось в такое тяжелое время для легкой атлетики, — сказал он. – Явно не доброжелателям. Я потому и завязал два года назад. Тут свои же делают еще хуже.
Не будет у нас ни медалей, ни побед. Разве что только лет через десять. Да и то, если старые тренеры не уйдут из жизни…
По поводу Аристарховой, которую лично не знаю, это вообще лишено смысла. У спортсменов таких дисциплин есть биологический паспорт и постоянный внесоревновательный контроль. Вся правда выяснится в любом случае», — добавил Любославский.
По словам действующего руководителя ВФЛА Дмитрия Шляхтина, произошедшее в Иркутске не стало для организации неожиданностью.
«Усиление допинг-тестирования на соревнованиях регионального уровня было нашей инициативой, — уточнил он. — Мы перед Новым годом встречались с руководством РУСАДА и попросили, чтобы допинг-офицеры как можно чаще появлялись на региональных легкоатлетических стартах, представив весь календарь. Нам удалось навести порядок у себя наверху на уровне сборных, на крупных соревнованиях. До нижнего уровня у нас руки раньше не доходили, не существовало возможностей проводить допинг-контроль на соревнованиях регионального и областного масштаба».
При этом Шляхтин не стал стопроцентно утверждать о снятии атлетов именно из-за допинга, отставив вопрос открытым до проведения проверки.
«Наши подозрения, что не во всех регионах допинговая ситуация благополучна, еще больше усилились, — отметил он. — Но утверждать, что спортсмены снялись с соревнований из-за того, что употребляли запрещенные препараты, я не могу до тех пор, пока не будут получены соответствующие документы».
С другими новостями и материалами вы можете ознакомиться на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».