Есть известная поговорка: «Талантливый человек талантлив во всем». Существует легенда, подтверждающая ее.
Когда Всеволод Бобров впервые взял в руки теннисную ракетку, то сразу стал играть на уровне первого разряда.
Неизвестно, было ли это на самом деле, но те, кто видел, как играет Бобров, уверены, что такой случай в жизни великого советского спортсмена действительно был.
Сегодня выдающемуся хоккеисту и футболисту исполнилось бы 95 лет. Бобров — один из столпов отечественного хоккея, человек, который популяризировал его в СССР и помог вывести на высочайший международный уровень.
Всерьез в Союзе начали играть в хоккей только после Великой Отечественной войны, и подавляющее большинство игроков пришли в, как тогда называли, канадский хоккей из русского — того, который с мячом. Так, еще один выдающийся спортсмен и тренер Аркадий Чернышев сначала играл в русский хоккей, а затем сменил мяч на шайбу.
В отечественном хоккее было много именитых игроков, однако Бобров стоит в этом списке особняком.
Его владение шайбой, техника катания и дриблинг поражали воображение входящих во вкус заморской игры советских болельщиков.
Когда люди, видевшие игру Боброва вживую, делятся воспоминаниями, то часто говорят о том, что многие в те годы ходили на хоккей только ради нападающего ЦДКА. И, конечно, все трибуны с нетерпением ожидали его знаменитого финта, когда он, выкатываясь из-за ворот, аккуратно заводил шайбу между ближней штангой и коньком вратаря.
Причем, по утверждениям очевидцев, никто так и не смог впоследствии идеально исполнить «гол Боброва», так как набирал слишком высокую скорость и заходил на бросок по широкой дуге.
Бобров же «даже не бросал шайбу, а именно что заводил, подгадывая момент настолько идеально, что для вратаря это всегда было неожиданностью».
В 1956 году Советский Союз впервые принял участие в Зимних Олимпийских играх. Они проходили в итальянском Кортина д'Ампеццо. И с первой же попытки советская хоккейная сборная выиграла Олимпиаду, оставив американцев с серебром, а родоначальников игры с бронзой. В том году уже весь мир понял, что с советским хоккеем придется считаться всем, включая грозных канадцев, хотя двумя годами ранее ведомая Бобровым команда уже победила на чемпионате мира.
Уникальность Всеволода Михайловича заключается в том, что он не только добился огромных успехов в хоккее, но и был одним из сильнейших футболистов страны.
Бобров — единственный в истории Олимпиад спортсмен, который был капитаном и футбольной, и хоккейной сборных.
Любопытно, но очевидцы утверждают, что Бобров-хоккеист — более яркая величина, чем футболист. Хотя если посмотреть на его успехи в футболе, то они мало чем уступают хоккейным. Бобров был дважды лучшим бомбардиром чемпионата СССР по футболу, четырежды его выигрывал, а также принял участие в знаменитом турне московского «Динамо» по Великобритании в 1945 году.
Готовясь к ответственному выезду к родоначальникам футбола руководство чемпиона страны приняло решение в особом порядке усилить состав, пригласив двух игроков ленинградского «Динамо» Евгения Архангельского и Бориса Орешкина, а также нападающего принципиальных соперников ЦДКА Боброва. В том году «Динамо» обошло ЦДКА в турнирной таблице всего на одно очко.
К слову, главный тренер клуба не горел желанием брать Боброва, зная его непростой характер и стремящуюся к индивидуализму манеру игры. Однако один из лидеров «Динамо» Василий Трофимов был травмирован, и Бобров полетел в Англию.
Советская команда провел четыре товарищеские встречи с «Челси», «Арсеналом», «Глазго» и «Кардиффом». В двух из них с «Кардиффом» и «Арсеналом» были одержаны победы, а две другие завершились вничью.
Пара нападающих Бобров — Константин Бесков произвела тогда неизгладимое впечатление на британских болельщиков и журналистов. Грозный дуэт наколотил в ворота соперников 11 мячей. Шесть голов записал на свой счет Бобров, а пять — Бесков.
Влияние этой серии на советский футбол сложно переоценить, и дело не только в том, что советский футбол заявил о себе, как о вполне конкурентноспособном на мировой арене. После серии в отечественном футболе произошли большие изменения, а также случились некоторые новшества, которые мы переняли у британцев.
Так, в чемпионате страны 1946 года на футболках игроково появились номера, а каждый матч стал сопровождаться протоколом, в котором отмечался не только стартовый состав, но и авторы голов и удаления. Главным же итогом турне «Динамо» стало вхождение Секции футбола СССР в ФИФА в 1946 году.
Вклад Боброва в развитие отечественного хоккея и футбола по-настоящему огромен. После завершения карьеры игрока Бобров стал тренером.
Под его руководством московский «Спартак» выиграл в 1967 году чемпионат СССР по хоккею, опередив, казалось, непобедимый ЦСКА.
А будучи тренером сборной страны, выиграл два чемпионата мира — 1973 и 1974 годов.
Главным же эпизодом его тренерской карьеры стала легендарная Суперсерия СССР — Канада 1972 года, когда советские хоккеисты провели четыре знаменитых матча против звезд НХЛ за океаном, а затем четыре — дома. И хотя формально подопечные Боброва серию по сумме встреч проиграли, болельщики восприняли ее итог, как большую личную победу советского хоккея. А сами канадцы откровенно признавали, что некоторым элементам игры они будут учиться заново.
При всех его выдающихся талантах на газоне и льду в жизни Бобров обладал не самым приятным характером, а также не отличался дисциплиной.
Как говорили болельщики, Бобров «отлично знал себе цену, и никогда не страдал ложной скромностью», из-за чего его отношения, как с коллегами, так и с тренерами были не всегда теплыми. Но прощалось ему почти все, благодаря тому, что он делал в игре.
Его недисциплинированность спасла ему жизнь в 1950 году. Бобров играл тогда за созданную Василием Сталиным команду ВВС, которая собрала под свои знамена всех звезд советского хоккея.
7 января 1950-го произошла трагедия — самолет с командой на борту разбился при заходе на посадку в свердловском аэропорту. Катастрофа унесла жизни многих выдающихся игроков. В числе погибших был младший брат великого тренера Анатолия Тарасова Юрий, теннисист и хоккеист Зденек Зикмунд, голкипер сборной СССР Харрий Мелупс.
Бобров же по одной из версий просто проспал рейс.
Неизвестно, насколько эта версия правдива, однако администратор команды Николай Кольчугин также избежал трагедии, так как в срочном порядке был отправлен на поиски Боброва.
Гениальный хоккеист, талантливый футболист, успешный тренер, неоднозначная личность. Именно таким вошел в историю Всеволод Бобров. К сожалению, проявить себя на тренерском поприще Бобров не смог. 1 июля 1979 года он скончался от закупорки легочной артерии в возрасте всего лишь 56 лет.
Память о Боброве и его игре живет до сих пор. Его именем назван дивизион КХЛ, приз имени Боброва вручается самой результативной команде регулярного чемпионата, а Ледовый дворец ЦСКА само собой носит имя Всеволода Боброва. В 2009 году Центробанк России выпустил серию монет «Выдающиеся спортсмены России». Из хоккеистов в нее попали Бобров, Валерий Харламов и Александр Мальцев.
Поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение «Прорыв Боброва». Там есть строчки, которые знают многие спортивные болельщики:
Шаляпин русского футбола,
Гагарин шайбы на Руси!
С другими новостями и материалами вы можете ознакомиться на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «Вконтакте».