Футболу в нашей стране пришлось пережить два рождения. Едва бросив здесь корни на рубеже XIX и XX столетий, он оказался надолго забыт из-за Первой мировой, двух революций и последующей Гражданской войны. В период всеобщей разрухи, голода и жуткой человеческой ненависти всем стало не до развлечений, а спорт, и футбол в частности, на заре прошлого века рассматривали всего лишь как диковинную забаву.
Всем неплохо известны такие игроки, как Михаил Бутусов из 1920-х, братья Старостины (уже больше из 1930-х), Пека Дементьев из 1940-х.
О дореволюционных футболистах воспоминаний на порядок меньше, да и почти не было среди них звезд первой величины – даже с поправкой на время.
Разумеется, популярности не способствовали удручающие результаты сборной Российской империи, которая часто проигрывала товарищеские матчи, а также провалилась на Олимпиаде-1912 в Хельсинки.
И пусть капитаном той команды был старший брат Бутусова, Василий, по вкладу в отечественный футбол он самому успешному представителю прославленной спортивной семьи существенно уступает.
Вообще судьба членов первой олимпийской сборной по-настоящему олицетворяет трагизм того поколения: сразу трое — Андрей Акимов, Николай Кынин и Григорий Никитин – сложили головы на фронтах Первой мировой войны, а Петр Соколов после Октябрьской революции активно боролся с новой властью в контрразведке Белой армии. Естественно, победившим Советам не было никакого резона превозносить своих идейных врагов…
Увы, футбольная летопись не сохранила для нас имена пионеров российского футбола. Зато подшивка газеты «Петербургский листок» (выходила в 1864 – 1917 годах) не позволяет ошибиться: самое первое упоминание о настоящем матче в нашей стране датировано 13 сентября 1893 года. Играли тогда, правда, англичане.
Их массово выписывали с Туманного Альбиона отечественные промышленники для труда на заводах в качестве инженеров и других квалифицированных работников.
«Легионеры» не только вполне сносно справлялись со своими прямыми обязанностями, но и заражали изобретенной в Британии игрой русских коллег.
Например, очень успешно проявили себя сотрудники текстильных факторий Саввы Морозова в Орехово-Зуево – воспетые журналистами-современниками «морозовцы», чья слава позволяет считать крохотный городок в Московской области гнездом нашего футбола, а современный клуб ПФЛ «Знамя Труда» — на правах наследника старейшим в стране.
В Петербурге, впрочем, гуляли свою свадьбу.
«В антракте публику развлекали господа спортсмены, играющие в мяч (football) по программе, — сообщал «Петербургский листок» о матче на Семеновском циклоипподроме в 1893 году. — Суть игры состоит в том, что партия играющих старается загнать шар — подбрасывая ногой, головой, чем угодно, только не руками — в ворота противной партии. Площадь для игры была сплошь покрыта грязью. Господа спортсмены в белых костюмах бегали по грязи, шлепаясь со всего размаха в грязь, и вскоре превратились в трубочистов.
В публике стоял несмолкаемый смех. Игра закончилась победой одной партии над другой».
Кстати, у исследователей орехово-зуевского футбола есть свое мнение насчет первой игры. Так, один из них, Владимир Лизунов, сумел установить реальность дебютного матча еще в 1887-м – приведенная дата построена на мемуарах директора морозовской мануфактуры Гарри Чарнока, который целенаправленно приглашал из Англии только таких специалистов, кто хорошо умел играть в футбол. Как бы то ни было, факт первой встречи уже чисто русских команд 24 (12 по старому стилю) октября 1897 года на превращенном в футбольное поле плацу первого Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге уж точно не подлежит никакому сомнению.
Государь Николай лишь только готовился отметить третью годовщину пребывания на престоле, Эмануил Ласкер в Москве защитил мировую шахматную корону от притязаний Вильгельма Стейница, студенты Туринского университета основали «Ювентус», а в российской столице прошел матч, заранее анонсированный, и затем широко освещенный в СМИ. Сюда впервые заранее продавали входные билеты.
Состязались мастера игры из «Санкт-Петербургского кружка любителей футбола» (позднее «Спорт») и «Василеостровского общества футболистов».
Уверенную победу праздновали «островитяне», выступившие в эпохальной встрече принимающей стороной (6:0). Это неудивительно, учитывая, что, в отличие от соперников, их костяк составляли англичане.
Фамилии авторов голов, а также аудитория баталии уже никогда не станут известны интересующимся. Точно можно сказать, что деятельное участие в мероприятии принимал легендарный энтузиаст футбола в России, будущий главный тренер сборной, первый судья, журналист и прочее, прочее — Георгий Дюперрон. Именно он, возможно, автор одной из заметок о событии.
«Пинки, удары по ногам и по физиономии, удары, от которых игроки летели кувырком, — все казалось обычным явлением.
К счастью, особенно серьезно не было разбито ни одной физиономии…»
Тогдашний футбол был мало похож на сегодняшний. Скорости, техническое оснащение, тактическая выучка – возможности футболистов конца XIX века не шли ни в какое сравнение с сегодняшними, их преимуществом над потомками стала бы только «жертвенность», детская преданность игре. Если у англичан в ту пору выделяли сыгранность и мастерство, то русских хвалили за самоотверженность.
При этом мяч нечасто гостил непосредственно на земле – все больше летал над головами, оправдывая презрительное прозвище футбола – «бей-беги».
«Василеостровцы, одетые в голубые цвета, выставили на «фор-ворт линию» пятерых «застрельщиков», — делился наблюдениями репортер «Петербургского листка». —
На второй линии у них стояли трое. Это были сторожевые посты. Перед городом или, вернее, его воротами стояли два «бека». Наконец, в самом городе стоял его защитник».
Чуть позже сборная Российской империи под руководством Дюперрона набивала первые шишки в неравных сражениях именно с англичанами. С них она и презентовала себя в 1911 году – получила 0:11 на поле футбольного клуба «Невский» на глазах 4,5 тыс. зрителей…
А в 1901-м в столице империи прошел дебютный чемпионат для городских команд. Состязались только иностранцы: наши долго еще боялись опозориться, привыкали.
С другими новостями и материалами вы можете ознакомиться на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и «Вконтакте».