«24 часа Спа» — пожалуй, второй по значимости гоночный марафон современности. От «24 часов Ле-Мана» бельгийская гонка отстает ненамного — впервые суточные соревнования состоялись здесь в 1924 году, спустя всего год после первого французского марафона. Пару десятков лет заезды в Спа — Франкоршаме проходили на 15-километровом кольце, созданном на обычных шоссейных дорогах, а в 1979 году пилоты перебрались на современный семикилометровый трек, который, впрочем, до конца XX столетия также включал в себя дороги общего пользования.
«24 часа Спа» проводятся ежегодно, хотя до 1964-го в расписании случались перебои — например из-за Второй мировой войны и финансового кризиса. Таким образом, нынешний заезд стал 69-м в истории.
Если марафон в Ле-Мане — довольно самодостаточное событие, пусть и входящее в официальное расписание чемпионата WEC, то «24 часа Спа» неоднократно менял прописку, принимая соревнования целого сонма гоночных классов. В конце прошлого века он был этапом чемпионата Европы среди серийных автомобилей, а в новом тысячелетии приютил уже машины класса Gran Turismo. Последняя смена вывески случилась в 2011 году, когда гонка перешла под крыло Blancpain GT Series Endurance Cup, где все участники представляют класс GT3.
24-часовые заезды, конечно, не держат в напряжении на протяжении всей гонки, как, например, этап «Формулы-1», проходящий на этой трассе в конце лета. Большую часть времени машины с жутким ревом проносятся мимо зрителей. Трибуны, кстати, почти все время пустуют —
истинные фанаты занимают места в знаменитом повороте Eau Rouge (красная вода. — «Газета.Ru»), где чаще всего случаются аварии,
ну а большая часть многотысячной армии болельщиков проводит время на холмах, с которых открывается прекрасный вид на Арденны, в компании с пивом и барбекю. Вечер же компании проводят на местной дискотеке, не проявляя никакого интереса к происходящему на трассе.
Неудачи россиян
Те же, кто вооружился наушниками с радиотрансляцией или занял стратегическое место у экранов с повторами, наверняка разбирался в правилах и знал, что на старт гонки вышли 63 автомобиля, которые соревновались в трех классах: Pro (три профессиональных гонщика), Pro-Am (четыре гонщика, любители с профессионалами) и Am (любители). Среди простых зрителей русскоговорящих было совсем немного, да и из 215 пилотов лишь трое представляли Россию. В классе Pro-Am выступали Леонид Мащицкий (Barwell Motorsport) и Ринат Салихов (Rinaldi Racing).
В профессионалах все наше внимание занимал Виктор Шайтар, который вместе с Мигелем Молиной и Давиде Ригоном собирался бороться за подиум на Ferrari с двуглавым орлом на капоте.
Впрочем, у команды SMP Racing — одного из лидеров Blancpain GT Series — уикенд полностью не задался. В квалификации Шайтар и компания оказались лишь на 28-м месте.
«Очень плохо. На тестах мы показали четвертое время, но, к сожалению, настройки с тестов не сработали из-за трафика и разницы температур, — отмечал российский пилот. — Если мы в начале гонки выживем, то, надеюсь, исправим положение».
Выжить не удалось. Уже через три часа после старта в автомобиле №72 начались проблемы с гидроусилителем.
На срочный ремонт ушло около получаса, и болид SMP Racing вернулся на трассу в 18 кругах от лидера.
Всем стало ясно, что огромное отставание ликвидировать не удастся, и команда сконцентрировалась на новой цели: финишировать. Учитывая, что до клетчатого флага в итоге добралось лишь 33 автомобиля из 63, цель можно счесть благородной. В итоге Молина пересек финишную черту на 24-й позиции, отстав от победителя на 17 кругов.
«Жаль, что мы не боролись за победу, но нам было просто необходимо продолжать гонку. Пока машина едет — мы должны ехать и делать свою работу. Это называется гоночный характер, в SMP Racing все пилоты такие, — прокомментировал после финиша Виктор Шайтар. — Хорошо, что некоторые наши конкуренты сошли, и у нас остаются шансы в общем зачете серии Blancpain».
К слову, борьба за трофей была крайне ожесточенной. Две трети гонки фаворитом считалась Ferrari экс-пилота F1 Джанкарло Физикеллы, но после контакта с Mercedes под номером 90 лидер сошел с дистанции.
Интересно, что именно 90-й номер после столкновения захватил первую позицию и боролся за нее до самого финиша.
В итоге Merсedes остался третьим, а трофей достался команде Audi Sport Team Sainteloc, в составе которой выступали Кристофер Хаазе, Юль Гунон и Маркус Винкельхок. Последний уже во второй раз победил в Спа — ранее на его счету был титул в 2014 году и три виктории на «24 часах Нюрбургринга». Еще одна суперзвезда гоночных марафонов, трехкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Андре Лоттерер стал лишь 11-м.
Результаты гонки:
1. Audi Sport Team Sainteloc (Audi R8 LMS) – 546 кругов
2. Bentley Team M-Sport (Bentley Continental GT3) +11.8
3. Akka ASP (Mercedes GT3) +52.8
4. Kus Team75 Bernard (Porsche 911 GT3 R) +1:07.4
5. Audi Sport Team WRT (Audi R8 LMS) +1:30.7
...
24. SMP Racing (Ferrari 488 GT3) +17 кругов
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».