На горнолыжном курорте Лааявуори, что в непосредственной близости от города Ювяскюля в центральной части Финляндии, прошел второй этап чемпионата мира по скоростному спуску на коньках Red Bull Crashed Ice (и третий этап, если учитывать также входящую в зачет «младшую» серию Riders Cup).
Это был редчайший случай, когда победа не досталась лучшему райдеру современности, действующему обладателю чемпионского титула американцу Кэмерону Наашу.
В финальном забеге его, а также еще одного представителя США Максвелла Данна обошел чемпион мира – 2015 канадец Скотт Кроксолл, который выиграл здесь и год назад. Возможно, Нааша сглазили составители посвященного ЧМ буклета на финском языке, отчего-то записавшие суперзвезду в… канадское подданство.
Если же серьезно, этап в Ювяскюля в очередной раз продемонстрировал гегемонию спортсменов из Северной Америки. В итоговой «пятнашке» — четыре канадца, четыре американца, два финна, по одному австрийцу, французу, чеху, эстонцу и шведу.
Как показали соревнования, в спорных ситуациях судьи склонны отдавать предпочтение более рейтинговым райдерам. Жертвой настоящего «произвола» в раунде 64 стал наш Андрей Антипов. Он уверенно шел по трассе в своем забеге, финишировав вровень с канадцем Диланом Мориарти.
Повтор эпизода на табло показал: конек россиянина пересек черту на мгновение раньше. Однако в следующую стадию почему-то квалифицировали канадца.
Подавать протест наши не стали — оказалось дорого. По правилам, за апелляцию нужно выложить €100. В случае ее удовлетворения залог возвращают. А нет — плакали денежки. Антипов посчитал это предприятие делом рискованным, тем более в бюджет сборной такие траты не заложены. Что ж, будем надеяться, в будущем наши райдеры учтут случившееся. Нельзя ведь давать кому бы то ни было ущемлять свои права.
Ювяскюля не случайно называют ядром финского образования. Турнир не остался без аудитории — 630-метровую трассу, проложенную по естественному склону и залитую грубовато, но симпатично, оккупировали школьники и студенты из местных учебных заведений. Хватало и взрослых, хотя цены на билеты по российским меркам кусались. Так, за проход компании из четырех человек требовалось отстегнуть €50.
В отличие от первого этапа Red Bull Crashed Ice в Марселе, где на треке вдвое короче, но более сложную в техническом плане квалификацию смогли миновать лишь двое наших, в Ювяскюля гонки на вылет начали четверо.
Герман Титов, как и Антипов, остался в своем квартете лишь третьим, пусть и очень старался. Лидер российской сборной Денис Новожилов благодаря падениям соперников взял стартовый барьер, но споткнулся на следующем. Лучшим из наших в этой ситуации стал Владислав Кочуков.
Показав лишь 62-е время на предварительной стадии, он выиграл свои забеги в раундах 64 и 32, отобравшись в четвертьфинал. В конкуренты ему достались будущий серебряный призер Данн, лучший юниор Мирко Лахти из Финляндии и сильнейший француз Тристан Дугердил.
Повторить достижение Дмитрия Мурлычкина, который накануне стал четвертым в юниорской категории, причем вполне мог и победить, у Кочукова не вышло. Однако свою порцию аплодисментов он получил. И теперь полон желания развить успех на следующих стартах. Результат уфимца в протоколе — 16-е место.
— Раньше я и в число 32 лучших не попадал, а теперь нахожусь среди 16 топ-райдеров. Повезло, — поведал Кочуков. — В первом забеге я хорошо сработал тактически. Заранее прикинул, как можно будет «отжать» того или иного соперника. Во втором выехал на прямых ногах, но упали соперники. Удалось их опередить и финишировать первым. А в третьем клюнул вперед, как говорят у нас, «нашел чирик». На поворотах меня выкидывало на борт, я не контролировал скорость.
Не сделал то есть работу над ошибками после предыдущего заезда, где было то же самое. Закончил я в стиле Майкла Джексона — лунной походкой.
— Нынешнее выступление — ваш предел?
— Мог пробиться и дальше, но в какой-то момент нога сказала: «Нет, не сегодня». В любом случае, я приобрел бесценный опыт, тем более что показал лишь 62-е время в квалификации.
— Надо полагать, каждый приезд на соревнования — еще и возможность опробовать настоящую трассу. В России ведь тренировать скоростной спуск пока негде, верно?
— Пытаемся находить выход: работаем в тренажерных залах, в скейт-парках. В моей родной Уфе, правда, зимой их нет. А летом устанавливаемые фигуры далеки от нужных.
Ну и игра в хоккей очень помогает, для многих из нас это базовый вид.
— Сколько же вы тренируетесь?
— Весной и летом — три раза в неделю. Понедельник, среда, пятница. А вот непосредственно перед стартами стараюсь заниматься еще чаще. И обязательно провожу много времени на льду.
— Спортивный путь вы начинали в школе «Салавата Юлаева». Кто-то из ваших товарищей пробился на уровень КХЛ?
— Из нашей команды 1992 года Артем Гареев играет за «Автомобилист», Ефим Гуркин — за «Ладу». Оба коренные уфимцы. Плюс еще несколько ребят на год старше и младше. Общаемся больше через соцсети, оставляем комментарии под фотографиями друг друга. Что делать, у всех занятость.
— Кто был лидером вашего состава?
— Гареев. Хороший, работящий игрок. Для меня неудивительно, что Артем на хорошем счету в лиге, а в конце декабря оформил свой первый хет-трик.
— А вашими делами они интересуются?
— Наш вид пока не на слуху в России, не имеет обширной болельщицкой базы. Удивляются, как я попал в такой экстрим. Кстати, предлагал некоторым приехать на отборочные состязания. Нет, отвечают, мы лучше будем в хоккей играть. А кто уже закончил, не хотят ничего, кроме основной работы.
— Для вас скоростной спуск больше хобби, развлечение или уже полноценная профессия?
— По специальности я строитель. Однако как бывший хоккеист не могу просто так отпустить лед и коньки. Знаете, я невероятно рад тому, что меня занесло в этот вид спорта.
На достигнутом останавливаться точно не собираюсь. Буду стараться доходить до главного финала.
— То есть одновременно со спортом вы еще и строите?
— Да, обеспечиваю себе поездки на соревнования. Когда отправляюсь, всегда беру отпуск.
— Работают все райдеры?
— Есть и такие, чья деятельность направлена исключительно на спорт. Они располагают спонсорами. Я им по-хорошему завидую. Было бы неплохо, если бы и сборной России кто-нибудь оплатил тренировочные сборы. Хотя бы недельки на две.
— 16-е место в Ювяскюля отбило затраты на «командировку»?
— Думаю, да. По €90 ушло на проживание и дорогу. А попадание в раунд 64 — это уже €300 (победитель этапа получает около €2,5 тыс. призовых, призеры — €2 тыс. и €1,5 тыс. — «Газета.Ru»). По-хорошему еще и телефон можно купить.
— В национальной команде собраны люди разного возраста, с разными интересами, из разных городов. Находите точки соприкосновения?
— Нормально общаемся, ведь представляем здесь не только себя, а целую страну, самую большую в мире. Это пусть другие показывают, что недружны. А мы, русские, всегда вместе. Друг за друга горой.
— Новожилов, Титов и Мурлычкин соревновались в форме сборной России по скоростному спуску. Вы же выступили в свитере хоккейной сборной. Почему?
— Его мне подарила моя девушка на день рождения. Перед поездкой на соревнования я сделал ей предложение. Грех было не надеть этот свитер!
Признаюсь, просил девушку и родителей, чтобы меня материли. Видимо, помогла наша русская традиция.
После трех состоявшихся этапов ЧМ (два Red Bull Crashed Ice и один Riders Cup) в общем зачете обозначилось троевластие: Нааш, Кроксолл и Данн набрали по 1600 очков и лидируют в чемпионской гонке. Лучший показатель из россиян у Новожилова — 245 баллов и 22-е место. Кочуков — 31-й (165,5).
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и «ВКонтакте».