Идея увеличения числа участников финальных этапов на чемпионатах мира родилась у главы ФИФА Джанни Инфантино более года назад. С такой инициативой он выступал еще во время предвыборной кампании после громкого скандала в организации с участием ее тогдашнего президента Йозефа Блаттера, который, к слову, был ярым противником расширения.
В тот момент, правда, речь шла «лишь» о 40 сборных — о возможных 48 заговорили едва ли не в самый последний момент, что, впрочем, не помешало совету федерации 10 января на заседании в швейцарском Цюрихе единогласно принять окончательное решение об увеличении количества команд в финальных раундах в полтора раза.
Примечательно, что ФИФА так до сих пор и не рассказала о том, как же в итоге будет проходить мировое первенство с участием 48 коллективов, сообщив лишь, что команды будут разбиты на 16 групп, в каждую из которых войдут по три сборные.
Стоит отметить, что о подобной схеме ранее уже писали в СМИ — по их информации, в плей-офф турнира будут выходить по две лучшие команды из каждой группы, благодаря чему продолжительность первенства не изменится и составит около месяца.
Кроме того, функционеры думают о введении серии пенальти в случае ничьей в противостояниях в трио. Победа по пенальти принесет дополнительные очки.
Кроме того, пресса утверждала, что в ФИФА хотят создать крайне гибкое расписание — игры соревнования якобы будут проводиться во время, удобное жителям стран, сборные которых участвуют в данном конкретном матче, а не в предпочтительное хозяину мундиаля.
Что касается квот, сообщалось, что Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) при распределении мест в финалах получит лишь 16 путевок, тогда как Африке достанется 9,5 (девять сборных попадут напрямую, одна — попытает счастье в стыках), Азии — 8,5, Южной Америке — 6,5, Северной и Центральной Америке — 6,5, Океании — 1.
Несмотря на то что окончательное решение будет принято позднее, уже сейчас ясно одно: при всей неоднозначности идеи расширения лишь один момент в ней (по крайней мере сейчас) кажется, мягко говоря, действительно спорным, и речь тут идет как раз о крайне скромном увеличении мест для европейских сборных в сравнении с остальными, а в особенности — с Африкой.
Из 20 чемпионатов мира, первый из которых прошел еще в далеком 1930 году, 11 выигрывали команды из Старого Света, 9 побед на счету южноамериканцев.
Опасения подтверждает и последняя версия рейтинга ФИФА — в число лучших 48 команд по версии федерации входят лишь 13 сборных, которые не представляют Европу или Латинскую Америку, тогда как квот на «нечемпионские» регионы организация выделяет аж 25,5.
До 2026 года, когда впервые пройдет мундиаль с участием 48 сборных, у двух доминирующих регионов будет до 21 места в финальных стадиях (при общем числе участников, равном 32), именно по такой схеме первенство проходит последние пару десятков лет.
Впрочем, есть у расширения чемпионата планеты и очевидные плюсы — схожей критике была подвержена и идея по увеличению числа участников финальных этапов чемпионатов Европы с 16 до 24, однако Евро-2016, ставший первым первенством континента в истории с данным количеством бьющихся за трофей сборных в решающей стадии, оставил приятные ощущения во многом благодаря «добавочным» национальным командам.
Получит свою выгоду, безусловно, и сама ФИФА: по данным СМИ, на ЧМ-2026 организация предположительно заработает около $4,18 млрд, что превышает ее ожидаемые доходы от российского мундиаля — 2018 на $640 млн.
Интересно, что в последний раз число участников финальных стадий чемпионатов мира увеличивалось в 1998 году, когда на турнир во Францию впервые приехали 32 команды.
Тогда расширение также нещадно критиковалось многими, но были, конечно, и сторонники идеи — как и в нынешней ситуации.
Решение «о 48», в частности, на минувшей неделе поддержали главный тренер «Манчестер Юнайтед» Жозе Моуринью и легендарный Диего Марадона.
«Я полностью поддерживаю эту идею. Как тренер клуба, если бы расширение означало больше игр, меньше праздников и меньше времени для игроков перед началом сезона, я бы сказал «нет». Но расширение не означает больше матчей. Клубы и игроки таким образом будут защищены.
Я предпочитаю группы из трех команд, по два матча. Либо ты попал в плей-офф, либо едешь домой. Таким образом, эти два матча группового этапа имеют решающее значение и принесут еще больше эмоций. Команды с меньшим потенциалом и опытом, вероятно, сыграют два матча и вернутся домой. Но они обретут опыт и улучшат свою игру. И к этому добавится финансовая составляющая от участия в финальной части турнира, в том числе вложения в развитие инфраструктуры.
Расширение приведет к тому, что чемпионат мира станет еще более социально значимым.
Больше стран, больше инвестиций в инфраструктуру, в детско-юношеский футбол. Участие большего количества стран приведет к повышению уровня страсти, счастья, энтузиазма. Больше стран — больше африканцев, азиатов, американцев будут вместе.
Чемпионат мира по футболу — это социальное событие, и футбол не может отказаться от возможности и дальше отражать страсть болельщиков», — цитирует Моуринью пресс-служба ФИФА.
Против же высказалось несколько большее число людей из мира футбола, например, наставник действующих чемпионов мира немцев Йоахим Лев.
«Я понимаю идею и энтузиазм маленьких стран, которые смогут поучаствовать в таком большом турнире, — заявил специалист.
— Но надо думать о качестве. Если мы увеличим количество сборных, уровень чемпионата мира упадет».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице мирового футбола, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».