Знаменитый автомарафон «Дакар», в XXI веке сменивший место своего проведения с Африки на Южную Америку, но оставивший название-бренд, пройдет уже в 38-й раз.
On January 2, your couch is #WhereTheExtremeAdventureBegins. / En tu sof es donde empieza la aventura extrema #RoadToDakar2017 #Dakar2017 pic.twitter.com/4B9ROaXGfH
— DAKAR RALLY (@dakar) 23 декабря 2016 г.
Организаторы соревнований подготовили для участников весьма непростой маршрут, а изюминкой его станет старт в Парагвае — 29-й стране в истории ралли-рейда.
Столица этого государства Асунсьон отправит в долгий путь участников на более чем 300 транспортных средствах в пяти зачетных категориях: мотоциклы, квадроциклы, внедорожники, багги и грузовики.
Старт будет дан 2 января, а победитель определится 14-го: гонщикам предстоит преодолеть 12 этапов всего лишь с одним днем отдыха в высокогорной столице Боливии Ла-Пасе, который, конечно, никаким отдыхом и не будет — как правило, его посвящают решению всех технических проблем, накопившихся у транспортных средств.
Боливия станет одной из трех стран, которые примут автомарафон, причем сделает это на самом экваторе гонки. Бóльшая же часть соревнований пройдет по бездорожью Аргентины, границу с которой участники пересекут уже на первом этапе, а потом вернутся туда из Боливии. Многое будет решаться в горах, а традиционный последний «этап дружбы» финиширует в Буэнос-Айресе.
Всего гонщикам предстоит преодолеть 8,8 тыс. км, из которых на скоростные спецучастки придется 3,9 тыс. км.
«Новый маршрут создан в традициях «Дакара» — он станет испытанием на прочность для участников, которые будут поставлены в экстремальные условия: семь из спецучастков будут протяженностью свыше 400 км, а один — более 500.
Шесть дней участники ралли проведут на высоте более 3 тыс. м над уровнем моря, — рассказал знаменитый мотоциклист Марк Кома, пятикратный победитель «Дакара», занимающий ныне пост спортивного директора соревнований. — То, как распределена сложность в этой гонке, можно проиллюстрировать двумя восходящими линиями, и после дня отдыха она только увеличится. Ничего не будет определено до самого последнего момента — спецучастка в Рио-Куарто (в предпоследний день гонки. — «Газета.Ru»)».
Испытание горами — фишка нынешнего марафона: пять дней участники будут находиться на территории Боливии, где будут состязаться на высотах от 4,5 тыс. до 4,8 тыс. м. Кислородное голодание тут гарантировано не только человеческим, но и железным организмам: из-за разреженного воздуха двигатели теряют мощность.
Для российских болельщиков главной из пяти дисциплин, безусловно, будут соревнования грузовиков. В этой категории «КамАЗы» побеждали в 12 из 16 гонок XXI века, но действующим победителем ралли является голландец Жерар де Рой на Iveco.
В 2016 году он выиграл у ставшего вторым экипажа Айрата Мардеева более часа, а еще один российский «КамАЗ» Эдуарда Николаева стал седьмым. После этого многие начали говорить о том, что российская эра в соревнованиях грузовиков подошла к завершению.
Опровергнуть эти слова в 2017 году должны четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер», пилотами которых станут те же Мардеев и Николаев, а также Дмитрий Сотников и Антон Шибалов.
«Каждый новый «Дакар» — это как жизнь с чистого листа. Все предыдущие успехи и промахи не в счет», — приводит пресс-служба слова руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Владимира Чагина.
Семикратный победитель «Дакара» признался, что многое в этом автомарафоне «зависит еще и от удачи». «Но как говорили великие: удача — это готовность использовать шанс. Поэтому целый год мы упорно трудились, готовили себя и машины. Действуя в рамках регламента, мы поработали над улучшением технических параметров спортивного грузовика», — рассказал он, заметив, что «такую же работу, не меньше, я уверен, провели наши соперники».
Замечание про регламент — довольно важное: перед стартом гонки всем автомобилям предстояло пройти технический контроль на соответствие регламенту. Это довольно ответственный момент: нередко на этой стадии случались скандалы и некоторые участники не допускались к соревнованиям.
Это испытание российская команда прошла успешно: 31 декабря уже спортивные автомобили «КАМАЗ-мастера» после проверки переместились в закрытый парк. Доступ к машинам ограничен вплоть до старта гонки. Административные проверки для участников команды также были завершены.
Чагин отметил, что в таком марафоне все на 50% зависит от автомобиля и на 50% — от человека. «И какой бы суперсовременной и мощной ни была машина, ее потенциал не будет реализован, если пилот и экипаж недостаточно подготовлены», — рассказал он, отметив важность умения переносить физические нагрузки.
Победитель «Дакара-2015» Айрат Мардеев рассказал, что, работая над настройками автомобиля, в «КАМАЗ-мастере» рассчитывали, что грузовики будут увереннее чувствовать себя на извилистых быстрых трассах, горных серпантинах, на высоте. «Очень важно, как будет вести двигатель на высокогорном плато Альтиплано. В мощности теряют все, но выигрывает тот, кто лучше настроил моторы», — отметил он.
Мардеева, а также других победителей «Дакара»: Николаева (2013), де Роя (2012, 2016) и еще одного голландца, 58-летнего Ханса Стэйси (2007), — называют главными фаворитами соревнований грузовиков, причисляя к ним и чеха Алеша Лопрайса, дважды занимавшего третье место.
В стартовом списке у мотоциклистов значатся два представителя России, помеченные значком «новичок», — это Анастасия Нифонтова и Александр Иванютин. Выступление первой из них было под вопросом после того, как допинг-тест показал положительный результат и ее лицензия была приостановлена.
В течение двух месяцев вместо подготовки к «Дакару» гонщица выступала в качестве юриста, переводчика, медика, отстаивая свое право на участие в этом марафоне. В Парагвай Нифонтова отправлялась, еще не зная, что ее там ждет: старт в гонке или роль «группа поддержки» Иванютина. И только в самый канун Нового года россиянка получила долгожданное разрешение стартовать.
«Сил нет, поэтому поеду в режиме отпуска. Похоже, я его заслужила», — так прокомментировала Нифонтова весь этот юридический марафон, предшествовавший марафону спортивному.
В зачете квадроциклов у России есть представитель, на которого можно и нужно рассчитывать в борьбе за самые высокие места. И имя его — Сергей Карякин. Совершенно верно: как и участника матча за шахматную корону – 2016, так и двукратного чемпиона мира в пятиборье.
Екатеринбургский гонщик в четвертый раз примет старт в марафонском рейде. После седьмого места в первой из своих попыток и обидного схода во второй он в прошлом году занял итоговое четвертое место, хотя долгое время шел в тройке.
«В этом году я в четвертый раз поеду на «Дакар». Я настырный. Все-таки выиграть «Дакар» — моя цель», — поделился своими амбициями Карякин.
Основными конкурентами 25-летнего россиянина на «Дакаре» будут чемпионы двух последних лет чилиец Игнасио Касале и поляк Рафал Соник.
[QUADS ] Four main favorites, but only one of them can bring the home. Who's your pick? #RoadToDakar2017 #Dakar2017 pic.twitter.com/brcMGl8hF7
— DAKAR RALLY (@dakar) 28 декабря 2016 г.
Совершенно звездный состав подобрался в «королевском» зачете «Дакара» — соревновании внедорожников. Тут и легенды марафона, и мастера классического ралли, и спортсмены, успешно выступавшие на «Дакаре» в других категориях. Имена Стефана Петеранселя, Нассера Аль-Аттийя, Жиниэля де Вильерса, Микко Хирвонена, Карлоса Сайнса, Нани Ромы, Сириля Депре и Себастьяна Лёба многое говорят любителям автоспорта. Будет интересно!
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».