Сенсационное заявление опубликовало американское издание The New York Times, заявив, что Россия впервые официально признала проблему наличия допинга в отечественном спорте.
О том, что «должностные лица осуществили один из самых больших (если не самый большой) заговоров в истории спорта», в интервью изданию сообщила Анна Анцелиович, действующий генеральный директор национального антидопингового агентства России РУСАДА.
«Это был институциональный заговор»,
— заявила Анцелиович, в то же время отметившая, что высшие должностные лица правительства не были в курсе происходящего.
Впрочем, приводя слова Анцелиович, которая, как и некоторые другие российские чиновники, связанные со спортом, на протяжении последних дней интервьюировалась NY Times, издание подчеркивает указанные в докладе Ричарда Макларена факты, ставя часть слов чиновницы под сомнение.
The New York Times подчеркивает, что одно из самых, если не самое престижное соревнование в мире — Олимпийские игры — было развращено подделанными допинг-пробами с образцами мочи и использованием коктейлей с допингом по рецепту Григория Родченкова, являвшегося во время Олимпиады в Сочи директором Московской антидопинговой лаборатории.
Именно Родченков, эмигрировавший в США, и стал информатором профессора Ричарда Макларена во время его исследования о наличии допинга и государственной программы по его употреблению в российском спорте.
По информации, полученной от Родченкова, программа по употреблению российскими спортсменами допинга и сокрытию следов применения запрещенных препаратов курировалась высшими чинами ФСБ, а в предоставленной доктором переписке фигурирует теперь уже заместитель министра спорта (тогда — Виталия Мутко) Юрий Нагорных.
Также NY Times отмечает, что ранее российские чиновники категорически отрицали существование проблемы с массовым употреблением допинга в стране. Подобную позицию издание публиковало в большом майском материале, вышедшем после первой части доклада Ричарда Макларена.
Однако после второго выступления профессора, в декабре, когда были опубликованы более полные данные, что побудило Международный олимпийский комитет открыть новое делопроизводство против десятков российских спортсменов, тональность высказываний постепенно начала меняться.
Сначала последовали санкции от федераций бобслея и скелетона, перенесшей свой чемпионат мира из Сочи; биатлона, отстранившей двух российских спортсменов от соревнований и лишившей страну этапа Кубка мира в Тюмени и юниорского чемпионата мира в Острове; и лыжных гонок, также отстранившей от соревнований сразу шестерых российских спортсменов.
В числе прочих от соревнований отстранены и уже точно пропустят престижную многодневку «Тур де Ски» олимпийский чемпион Александр Легков, чемпион мира Максим Вылегжанин и бронзовый призер мирового чемпионата Евгений Белов, упомянутые в докладе Макларена под кодовыми обозначениями.
Американское СМИ объясняет изменение тональности высказываний российских чиновников желанием примириться с регулирующими органами, так как и Международный олимпийский комитет (МОК), и WADA (Всемирное антидопинговое агентство), и международные федерации по отдельным видам спорта не раз заявляли, что для изменения ситуации России сначала необходимо признать наличие проблемы с употреблением допинга в стране.
Как и Анцелиович, признал наличие проблемы, но опроверг участие в этой истории президента страны Владимира Путина (на что указывает доклад Макларена) экс-президент Олимпийского комитета России (ОКР) Виталий Смирнов, сейчас назначенный реформатором антидопинговой системы.
«С моей точки зрения, как бывшего министра спорта и президента ОКР, мы сделали много ошибок»,
— цитирует Смирнова издание.
«Мы должны найти те причины, по которым молодые спортсмены соглашаются на целенаправленное применение допинга и перестают быть «чистыми», — отметил Смирнов.
В то же время функционер заявил, что не может комментировать наличие в докладе Макларена многих имен чиновников, так как к моменту назначения Смирнова для реформирования системы их в антидопинговых структурах страны уже не было.
Профессор Макларен также дал комментарии The New York Times, оставшись довольным сменой тональности высказываний российских функционеров и назвав их заявления «ремонтно-восстановительными работами».
В то же время Смирнов не преминул напомнить о выложенных в сеть хакерами Fancy Bear данных о терапевтических исключениях, выданных национальными антидопинговыми агентствами и WADA спортсменам других стран, отметив, что «российские спортсмены никогда не получили бы подобных преференций, у них просто не было бы шанса».
«WADA повезло, что у него был такой человек, как Родченков», — отметил адвокат ОКР Виктор Березов.
«Теперь система сломана, и подобные вещи, что происходят с Сочи-2014, могут случиться с результатами Игр в Лондоне или Пекине».
В конце материала The New Times не без сарказма отмечает, что для реформирования российской антидопинговой системы — одно из условий WADA и МОК — в России назначена масштабная комиссия, в которую вошли спортивные чиновники, бывшие спортсмены, бизнесмены и даже известный пианист Денис Мацуев.
«Я не верю, что у нас достаточно времени в жизни, чтобы понять, кто прав, а кто виноват, кто победитель, а кто проигравший», — приводит издание слова главы Bosco, экипировщика олимпийской сборной России, Михаила Куснировича, также являющегося членом комиссии по реформированию антидопинговой системы в стране.
Он также призвал МОК не наказывать страну отстранением от участия в ближайших Олимпиадах. «Даже во времена Сталина была поговорка, что сын не несет ответственности за отца»,
— сказал Куснирович.
Уже прокомментировала публикацию The New York Times олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова.
«Мы не отрицаем, что было (употребление запрещенных препаратов. — «Газета.Ru»). Мы подтверждаем, что есть какое-то количество людей, которые использовали допинг, но то, что есть какая-то государственная программа… Это схема: тренер, спортсмен, врач, их индивидуальное решение — и никакой госпрограммы, конечно, нет, — рассказала Журова.
— Я не знаю, какая может быть программа. Пусть тогда мне расскажут, как ее защитить в бюджете: если программа государственная, то она прописывается в бюджете, но у спорта нет закрытого бюджета».
РУСАДА выступило с официальным ответом публикации NYTimes.
«В ответ на публикацию в газете New York Times РУСАДА заявляет, что слова и.о. генерального директора Анны Анцелиович были искажены и вырваны из контекста. В ходе беседы Анцелиович с журналисткой Ребеккой Руиз и.о. генерального директора было сделано замечание, что в отчете, опубликованном 9 декабря 2016 года, Ричард Макларен отказался от слов «государственная система допинга» и использовал словосочетание «институциональный заговор», исключая, таким образом, возможную вовлеченность высшего руководства страны. К сожалению, Ребекка Руиз, вырвав из контекста данные слова, создала впечатление, что руководство РУСАДА признает наличие институциональной схемы покрытия допинга в России. Хотелось бы подчеркнуть, что у РУСАДА нет и не могло быть полномочий на признание либо отрицание подобного факта. Расследованием по данному делу занимается Следственный комитет Российской Федерации. Кроме того хотелось бы отметить твердую убежденность РУСАДА, что у каждого обвиняемого спортсмена есть неотъемлемое право возражать на предъявленные обвинения», — говорится в заявлении.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также прокомментировал слова Анцелиович.
«Мы не склонны воспринимать такую информацию как первоисточник. Нужно проверить достоверность этих слов, пока мы не можем что-либо говорить. Насколько оно соответствует действительности, насколько действительны слова, которые ей приписываются, что имелось в виду, в каком контексте — все это нужно понимать, чтобы делать какие-то выводы», — передает слова Пескова ТАСС.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».