Корейское пополнение
16 ноября появилась информация о том, что четыре иностранных спортсмена желают получить гражданство Южной Кореи. Речь шла о двух американских фигуристах Александре Гамелине и Темистоклесе Лефтерисе, которые выступают с южнокорейскими девушками в танцевальной и спортивной парах соответственно.
Кроме них, речь шла еще о двух биатлонистах из России, чьи имена поначалу не назывались. Однако в тот же день выяснилось, что это 28-летний Тимофей Лапшин и 26-летняя Екатерина Абакумова.
Первый являлся в последние годы постоянным участником Кубка мира в составе сборной России, трижды попадал в призы на индивидуальных этапах, выиграв одно серебро и две бронзы, а также побеждал в гонках в составе эстафетной российской команды.
Абакумова имеет менее солидный послужной список, но успела в 2015 году выиграть серебро в гонке преследования на Универсиаде, а в нынешнем году завоевала второе место на чемпионате России в масс-старте.
Если Лапшин и Абакумова получат южнокорейское гражданство, то не станут в этой стране российскими биатлонными первопроходцами, поскольку еще весной этого года паспорта азиатской страны получили Анна Фролина и Александр Стародубец.
Привычный процесс
Натурализация спортсменов, даже не имеющих никаких корней в стране, паспорт которой они получают, давно стала в спорте явлением обычным и даже обыденным. В биатлоне же этот процесс вообще что-то само собой разумеющееся.
Во многом способствует таким переходам тот факт, что IBU не чинит спортсменам преград и не устанавливает жестких рамок, в результате чего те могут выступать за новую сборную сразу же после смены гражданства.
Все началось в 1992 году, когда первопроходцем выступил Евгений Редькин. Советский в прошлом биатлонист после развала СССР год откатал под российским триколором, после чего перешел под знамена Белоруссии и именно в составе этой сборной закончил свою карьеру.
С тех пор натурализация стала явлением довольно частым и, хотя поначалу она касалась в основном переходов спортсменов между бывшими республиками СССР, постепенно пришла и в дальнее зарубежье.
Процесс в Европе запустила итальянка Барбара Эртль, сменившая в 2005 году итальянское гражданство на бельгийское.
Впрочем, подавляющее большинстве «трансферов» состоялось все равно с участием трех главных экс-советских сборных. И если Белоруссия и Украина в основном принимали спортсменов под свои знамена, то России нет равных по отпущенным на вольные хлеба своим воспитанникам.
Уже 29 раз биатлонисты из России переходили под флаги других сборных, в то время как российскую национальную команду «легионеры» пополняли только пять раз.
Белорусы натурализовали 14 спортсменов, потеряв шестерых, а у Украины на одного потерянного приходится 11 приобретенных.
Из России и в Россию
Среди 29 потерянных сборной России представителей биатлона самым звездным, безусловно, является Владимир Драчев, который дважды выигрывал в составе сборной России олимпийские медали в эстафетах, а в 1996 году стал обладателем Кубка мира.
В 2002 году Драчев перешел под знамена сборной Белоруссии, в составе которой выступал еще четыре сезона, завоевав под красно-зелено-белым флагом свою восьмую медаль чемпионатов мира, причем сделал это в Ханты-Мансийске в 2003 году.
Впрочем, после окончания спортивной карьеры Драчев вернулся в Россию и начал карьеру чиновника. С 5 октября 2016 года он является депутатом Госдумы.
Среди женщин главной экс-российской звездой, выступающей теперь за другую национальную команду, конечно, является Анастасия Кузьмина.
Родная сестра лидера мужской российской сборной Антона Шипулина с 2008 года встала под флаг Словакии и с тех пор приносит биатлонную славу этой стране.
Кузьмина многократно попадала на подиумы в гонках на этапах Кубка мира, но главными ее достижениями остаются золотые олимпийские награды, которые она выигрывала на двух Играх.
В 2010 году в Ванкувере и в 2014-м в Сочи Кузьмина брала золото на своей коронной дистанции — спринте. Кроме того, в Канаде она добралась еще и до серебра в гонке преследования.
Из других российских потерь стоит выделить Анну Шпрунг, которая, выйдя замуж за австрийца, сменила гражданство в 1998 году и стала первой уехавшей из российской сборной в дальнее зарубежье спортсменкой.
Главным российским приобретением стал Виктор Майгуров, который после одного сезона в составе сборной Белоруссии в 1995 году принял российское гражданство и сделал славную карьеру, которую увенчали бронза Нагано-1998 в эстафете и бронза Солт-Лейк-Сити-2002 в индивидуальной гонке.
Кроме того, на счету Майгурова три золота (два в эстафетах и одно в гонке преследования), четыре серебра и одна бронза на чемпионатах мира.
Остальные четыре спортсмена, принятые под флаг России, сначала покидали нашу сборную, а потом возвращались обратно, причем Елена Хрусталева после годичного вояжа в Белоруссию откатала еще четыре сезона за сборную России, а затем приняла гражданство Казахстана, уйдя во второй раз — уже насовсем.
Натурализация в дальнем зарубежье
Постепенно тема натурализации биатлонистов и биатлонисток стала актуальной и в дальнем зарубежье, хотя большой популярностью там это не пользуется и массовых переходов не происходит, а каждый случай строго индивидуален.
Наиболее активной в плане привлечения под свои знамена спортсменов других стран является не имеющая собственной солидной биатлонной школы Бельгия.
В 2006 году за эту страну стали выступать две итальянки — Натали Сантер, известная тем, что она была женой Оле-Эйнара Бьорндалена, и ее сестра Саския Сантер.
С 2012 года за сборную Бельгии гоняется переставший попадать в состав сборной Германии Михаэль Реш.
О переходе из Германии в Италию Барбары Эртль уже было сказано, а кроме приведенных выше случаев состоялись «трансферы» Якова Фака из Хорватии в Словению (2010), Эмеке Сеч из Румынии в Венгрию (2011) и не проходившего в сборную Норвегии Тростена Стенерсена в Швецию, где он пока тоже особых лавров не снискал.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице биатлона, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».