Несмотря на то что внеочередное заседание должно было начаться в 12.00, первые машины с членами исполкома начали подъезжать начиная с 10 утра. Одним из первых на мероприятие приехал первый вице-президент РФС Никита Симонян.
Позже стали появляться и другие члены исполкома: Сергей Прядкин, Игорь Лебедев, Виктор Озеров, Евгений Гинер, который, кстати, был крайне удивлен количеству журналистов.
Однако интерес всех собравшихся больше всего привлекал Виталий Мутко, который не заставил долго себя ждать. Президент РФС вышел из машины после небольшой паузы в прекрасном расположении духа и спросил в своей шутливой манере у журналистов: «А чего вас столько здесь?»
За несколько минут до заседания должна была пройти протокольная фотосъемка, но по неизвестным причинам ее отменили. В кулуарах начали шептаться, мол, Виталий Леонтьевич прокомментировал это так: «Министерство спорта заботится о вашем здоровье!»
На пресс-конференцию по итогам заседания вышел Виталий Мутко вместе с новым главным тренером сборной России Станиславом Черчесовым. Перед тем как отвечать на вопросы журналистов, итоги заседания подвел министр спорта России, президент РФС Виталий Леонтьевич:
— Состоялся внеочередной исполком, на котором обсуждался вопрос о кандидатуре главного тренера. И я хочу вам объявить, а также представить нового главного тренера сборной России Станислава Саламовича Черчесова. Исполком был подробно проинформирован о его работе, и мы после завершения чемпионата Европы подробно обсудили его итоги, а также приняли решение о приглашении именно российского специалиста. Дальше было дано поручение техническому комитету, который подробно рассматривал все варианты.
Было предложено рассмотреть четырех кандидатов. Мы провели переговоры со всеми этими кандидатами, обсудили их планы, видение сборной. Два дня назад состоялось бюро исполкома, на котором мы подробно рассмотрели итоги обсуждения. И сегодня было предложено назначить главным тренером Станислава Черчесова. Мы убеждены, что этот специалист хорошо погружен в российский футбол, знает все его реалии, абсолютно информирован об уровне и качестве наших игроков, человек, который на сегодняшний день имеет свое видение организации игры. Я надеюсь, что под его руководством мы увидим обновленную сборную, и эта команда будет нас радовать.
Конечно же, мы говорили и о том, что это не просто кандидатура главного тренера. Нам хотелось бы, чтобы главный тренер смотрел за развитием всего института сборных команд страны. У нас есть семь сборных: молодежная, юношеские команды (самая младшая — это 14 лет). Задача, чтобы они были в одной связке, чтобы туда приглашались самые талантливые игроки и чтобы в принципе существовала эта взаимосвязь.
Сегодня же автоматом главный тренер становится и председателем тренерского совета, заместителем председателя технического комитета. Это тоже дополнительные нагрузки, которые, как мы считаем, главный тренер тоже должен выполнять.
Контракт с Черчесовым у нас рассчитан до конца 2018 года, и я был бы рад, чтобы у нас все получилось.
Станислав Черчесов также сначала рассказал о своих впечатлениях:
— Буду краток, потому что надо больше работать, чем разговаривать. Я рад, что выбор пал на меня. Абсолютно точно осознаю, что предстоит. Во всяком случае, догадываюсь. С первого дня я сказал свою позицию, и по ходу встреч она у меня не менялась.
Я буду делать свою работу с достоинством и с улыбкой, потому что без особого настроения никогда ничего не бывает. Самое главное, чтобы ответственность не давила, а радость на зашкаливала. Надо найти баланс, чтобы сделать нашу сборную лучше и конкурентоспособнее.
— Виталий Леонтьевич, вы сказали, что было много кандидатур, не могли бы поподробнее рассказать?
— Они были широко анонсированы. Вы знаете, что мы остановились на четырех кандидатах — это Черчесов, Бердыев, Семак и Бородюк. Их нам рекомендовал технический комитет. Со всеми этими специалистами мы встретились, поговорили и пришли к выводу, что под конкретную задачу наиболее подходит именно Черчесов, вот мы его сегодня и представили.
— Станислав Саламович, с чего планируете начать и будут ли какие-то кардинальные изменения в сборной?
— Кардинальные меры назначает революция. А революции ни в какой области не приносят положительных результатов. Сейчас надо пообщаться с теми, кто поможет мне со всем разобраться, а потом уже делать какие-то шаги, чтобы не перескочить что-то и не возвращаться назад. Я два тура посмотрел, причем не раз, то, что планируешь, иногда в футболе получается, как говорил Чапаев, «наплевать и забыть». Думаешь одно, а картина получается другая.
Первое, что надо сделать, это перестать плакаться, а стоит реально себя оценивать. Будем исходить из этого.
— Есть ли у вас какие-то наметки по поводу будущего тренерского штаба?
— Наметки делаются еще до того, когда принимаешь какое-то решение. Я оставлю свой тренерский штаб, который мне всегда помогал. Мы дополняем друг друга, и я думаю, что они будут со мной. А лишних людей я стараюсь не привлекать.
— Ставились ли перед вами задачи, какой надо показать результат на чемпионате мира?
— Этот вопрос мы обсуждали. Во всех командах, которые я тренировал, я ставлю максимальные цели. Есть турнир, а я, как игрок и как тренер, старался выигрывать в каждом соревновании. Ставить целью победу на чемпионате мира будет легкомысленно, это мягко говоря.
Надо сделать в команде конкурентную среду, создать команду. В 2018 году надо посмотреть на себя, оценить соперника. А потом сесть, все обдумать и ставить уже реальные задачи. А сейчас стреляться громкими словами — неправильно.
— Будете ли вы привлекать в качестве консультантов тех кандидатов, которые рассматривались исполкомом РФС?
— Работать с другими кандидатами на посту тренера сборной будем в той или иной степени. Семак является тренером «Зенита», он знает больше об игроках. Бердыев возглавит «Спартак». Бородюк пока что без команды. Будем стараться общаться с тренерами всех клубов РФПЛ, без них сложно понимать, кто и в каком состоянии находится. У меня есть определенный опыт: с главным тренером сборной Польши мы встречались почти каждый месяц, и такое же тесное сотрудничество хотелось бы вести с тренерами клубов. Это зависит от меня, насколько я буду коммуникабельным, чтобы давать какие-то идеи.
— Кокорина и Мамаева будете рассматривать в качестве кандидатов в сборную в связи с последними событиями в Монако?
— А какие события с Кокориным и Мамаевым? Я, наверное, что-то пропустил.
— Про историю с шампанским в Монако не слышали?
— Шампанское — не худший вариант. Будет серьезный разговор, и я даже скажу почему — потому что не пригласили. А если шутки в сторону, то нам тоже было по 25 лет, и все мы по той или иной причине делали неправильные вещи в жизни. Этот вопрос надо решать спокойно и без эмоций.
Мамаева я не знаю, разговаривал с ним один раз в Краснодаре, он показался мне умным и начитанным. А Кокорина я знаю как облупленного. Мы никого не вычеркивали и вычеркивать не собираемся. Я ко всему спокойно и профессионально отношусь.
— Леонид Викторович на техкоме заявил, что готов помогать новому наставнику сборной, если это потребуется. Будете ли вы общаться со Слуцким?
— Ему надо дать время, чтобы работать с ЦСКА, к нему пока рано подходить. Но вообще, мне сначала самому надо все проанализировать. Думаю, через день-два мы созвонимся, пообщаемся. Может, он сейчас не готов разговаривать.
— Будете ли вы вводить в команду молодых футболистов?
— Нет никакого возрастного ценза, мне никто об этом сегодня не говорил. Поэтому я свободен в выборе. Единственное, что я сегодня предложил, мы не обсуждали до этого, — систему, в которой помимо 20+3 вызывались бы еще два молодых футболиста. Их изначально надо бы просматривать, мы их будем обкатывать. Это станет мотивацией для молодых игроков, которые должны себя проявлять. А когда они начнут играть в основном составе, это не станет для нас новинкой. Мы уже будем знать этого спортсмена.
— Волнуетесь ли вы, учитывая такую напряженную обстановку вокруг сборной?
— Положа руку на сердце — нет. А что касается обстановки, то в хорошей атмосфере играть приятно всегда. Понятно, что на Евро результат был не таким, каким бы его хотели видеть, не будем говорить, хороший или плохой.
Мы обсуждали сегодня, один человек ничего не может сделать, то есть я один не могу ничего сделать. Один человек может только испортить, это мой принцип.
Обстановка в сборной будет зависеть от того, насколько мы открыты, а вы, журналисты, информированы. Но «Дом-2» мы устраивать не будем, это абсолютно точно. Мы дозированно будем давать информацию, чтобы было понятно, что контакт существует не на словах, а на деле.
— Каковы перспективы натурализованных футболистов, сейчас можете уже сказать?
— Я отношусь к этому абсолютно спокойно. Единственное, чтобы убрать какую-то зависимость, нужно, чтобы они сами принимали решение, брать ли гражданство. Мы этого не обсуждали, но я думаю, что так правильно. Если с нашей стороны исходит эта просьба, то мы автоматически становимся должны. А футболист будет думать, что он первый.
Если хочешь выступать за нашу сборную, получай гражданство, становись под наш флаг и you are welcome! В конкурентной среде все будет решаться, если ты чем-то выделяешься — мы пригласим в сборную.
Виталий Мутко:
«You are welcome — это добро пожаловать».
— Станислав Саламович, вы сказали, что кардинальных перемен не будет…
— Я такого не говорил.
— …есть ли уже футболисты, которых вы хотите оставить в команде точно?
— Есть, но фамилии я говорить не буду по той простой причине, что, может, они не хотят. Такое тоже бывает. Буду придерживаться такого простого принципа, как уважение.
Тот футболист, который приезжает в сборную, должен быть спортсменом. Это самое важное.
— Сергей Игнашевич сказал, что решение о его дальнейших играх за сборную должен принимать тренер. Нужен ли сборной такой футболист, как Игнашевич? И заслуживает ли прощального матча Роман Широков?
— Роман принял решение завершить карьеру, и мы уважаем его решение. Все обсуждаемо, все-таки он — капитан.
А с Игнашевичем надо пообщаться, наверное, это определенный месседж, что он не хочет создавать проблем новому тренеру. Это опять же его характеризует, неслучайно он столько играет и на таком уровне, значит, человек интеллигентный. Сборная — это не клубная команда, а это может быть и одна игра, которую надо выиграть. Я не стал бы его списывать. На чемпионате мира в 2002 году мне было без малого 40 лет, а чем я лучше его? Думаю, что ничем.
После пресс-конференции все по-прежнему ждали Виталия Мутко возле выхода из здания РФС. Министр спорта был не сильно разговорчив, видимо посчитав, что все сказал во время общения с прессой.
«Почему вы считаете, что с Бердыевым не удалось договориться? У каждого человека свои планы. Возможность выбора мы дали каждому. Остановились на Черчесове. Что сейчас обсуждать, на каком месте в списке приоритетов был Бердыев? Сегодня был назначен новый тренер, и это Черчесов».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице российского футбола, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».