Станислав Грязин, мастер спорта международного класса, в этом году отпразднует 15-летний юбилей титула чемпион России по ралли. Но, пожалуй, главное достижение Станислава – его сыновья Василий и Николай, которые также увлечены автоспортом и продолжают представлять на соревнованиях международного класса уже известную не только в Росси раллийную династию Грязиных.
— Станислав, как вы оцениваете развитие автоспорта за последние 10-15 лет в нашей стране?
Станислав Грязин: — Неоднозначно. Где-то развитие серьезное, где-то вялое, где-то даже регресс.
Очень большие изменения за это время произошли в плане появления в стране соревнований мирового уровня. Пятнадцать лет назад идея проведения у нас гонки F-1 больше походила на фантастику, а сейчас это уже традиционный этап. Проходили в стране и этапы DTM, и WTCC. Ралли-рейд «Шёлковый путь» считается вторым по значимости после легендарного Дакара. К сожалению, идея проведения этапа ЧМ по ралли или этапа ERC пока не нашла своего воплощения, но, надеюсь, это произойдет.
Но как вы понимаете, если караван «Париж-Дакара» пронесется мимо какой-нибудь сенегальской деревни, то это никак не повлияет на развитие автоспорта там. Так и проведение даже очень большого количества международных соревнований не сильно влияет на уровень и количество наших пилотов. Вот появление новых трасс влияет, и ещё как! Вообще, по моему мнению, кольцо в стране развивается, правда, в основном, в любительском сегменте, а не в профессиональном. Там все по-прежнему достаточно грустно. Хотя нельзя не отметить огромную работу, которую делает СМП-банк.
Благодаря ему много талантливых молодых формулистов получили возможность тренироваться, развиваться и выступать в гонках престижных мировых серий. Жаль только, что усилия СМП-банка направлены в основном на поддержку формулистов. А ведь это только часть кольцевого автоспорта, а существует ещё и много других дисциплин. Хотя частный инвестор вкладывает деньги туда, куда ему хочется, и лучше достичь одной цели, чем распыляться. А цель - вырастить плеяду молодых гонщиков, кандидатов на попадание в F-1- очень достойная. В общем, огромное ему спасибо за то, что он делает.
Что касается ралли, то тут, как мне кажется, наблюдается регресс. Это мой любимый вид автоспорта, и очень жаль, что так происходит. Но, к сожалению, это следствие ряда объективных факторов. На часть из них, вероятно, можно повлиять, но это точно не в компетенции РАФа.
Про развитие остальных дисциплин автоспорта я мало что знаю, не слежу. Хотя появляются трассы для ралли-кросса, соревнования по дрифту привлекают неизменно большое количество зрителей, а значит, что эта площадка становится интересна спонсорам. Так что, видимо, всё там не плохо.
— Можно ли сказать, что автоспорт у нас в стране развивается, но не в той мере, чтобы догнать европейский уровень?
С.Г.: — Да, можно так сказать. В Европе автоспорт имеет глубокие традиции. Он популярен. Соответственно, там проще со спонсорами. А в таком дорогом виде спорта без спонсоров - никуда. У нас с финансированием автоспорта всё намного хуже. Это основная причина нашего отставания. Есть и другие, которые можно было бы изменить, будь на то государственная воля. Но отсутствие финансирования - это главная причина.
— На ваш опытный взгляд, есть ли будущее у автоспорта в России без государственной поддержки? Какие шаги стоит предпринять, чтобы поддержать автоспорт?
С.Г.: — Конечно, будущее есть! Всегда будут люди, влюблённые в гонки. И в том или ином виде автоспорт будет существовать, если только его не запретят на государственном уровне. Но серьёзного развития без господдержки, конечно, ждать не приходится.
Какие шаги предпринять? Мне сложно сказать, я всё-таки бывший гонщик, сейчас тренер, а не государственный деятель. Так что моё мнение на сей счёт не сильно компетентно. Но, конечно, могу поделиться некими мыслями и соображениями.
Достаточно серьезно тормозят развитие автоспорта таможенные проблемы. Гоночные машины стоят очень дорого, это высокотехнологичные изделия, разрабатываемые специализированными фирмами или соответствующими отделениями автоконцернов. У нас техника такого уровня практически не производится. А таможенные сборы делают покупку импортной - почти бессмысленной. Например, в нашей команде сейчас две «Шкоды R-5». Каждая такая машина стоит 250 тыс. евро. Прикиньте, сколько бы она обошлась команде, если бы та базировалась в России.
В Финляндии ввозные налоги на машины больше, чем у нас, но для гоночной техники сделано исключение, не мешающее развитию автоспорта. Можно ли решить на государственном уровне эту проблему у нас? Наверное можно, но в России это сделать очень не просто. Появись такая «дырка» — и все Lamborghini, Ferrari и Porsche станут специальной гоночной техникой, даже если их владелец только до ближайшего бара по выходным ездит. У нас разного рода исключения сразу становятся почвой для злоупотреблений.
В Латвии, например, действует закон, предоставляющий серьезные налоговые льготы фирмам, финансирующим автоспорт. Они распространяются только на небольшую часть налога на прибыль, но в этих рамках компания-спонсор возмещает 85% спонсорского взноса. И это является серьёзным финансовым источником для Латвийского автоспорта. Думаю, это одна из причин того, что в такой бедной стране с населением меньше двух миллионов то же ралли находится на очень высоком уровне. У нас раньше была похожая льгота, но те деньги, которые через неё выводились, как правило, до автоспорта не доходили. Хотя сейчас, когда государство очень эффективно «закручивает гайки» в плане налогов, и уже остается все меньше фирм, сливающих прибыль через «помойки», похожий закон мог бы стать серьезным стимулятором развития автоспорта. Как сделать так, чтобы подобная льгота опять не стала возможностью для махинаций? К сожалению, не знаю, не специалист в подобных вопросах.
Что еще может сделать государство? Я бы в рамках весьма не малой выделяемой на поддержку отечественного автопрома помощи прописал статью на развитие автогоночной техники. Мне не кажется сложным для АвтоВАЗа разработать, например, «Калину R2», по уровню надежности (прежде всего) и скорости не уступающей лучшим европейским аналогам, таким как «Пежо 208 R2», «Опель Адам R2» или «Рено Твинго R2». Ничего там революционного нет, да и есть уже очень неплохие наработки. К сожалению, существуют они только в единичных экземплярах, но именно на них сейчас едут лидеры и в ралли в моноприводном зачете, и в кольце в классе Туринг-лайт.
А вот если бы такая машина продавалась за доступные деньги (что возможно при небольших государственных дотациях) и имела серьезную инженерную поддержку от завода, то тогда могла бы стать основой нашего раллийного парка и основой кольцевого класса Туринг-лайт, позволив многим перспективным пилотам выступать на современной технике.
Если говорить про стратегические решения, эффект от которых будет заметен пусть не сразу, но зато долговременный, то я бы запустил программу строительства спортивных картодромов. Не асфальтированных площадок, где трассы выкладываются старыми покрышками и где ездят на медленных прокатных картах все желающие, а именно нормальных картодромов, где можно заниматься спортивным картингом. Например, в Финляндии с населением в пять с половиной миллионов есть почти пятьдесят подобных трасс, из них около десяти уровня, позволяющего проводить этапы чемпионата страны. Вот это и есть тот фундамент автоспорта, то сито, через которое отсеиваются действительно талантливые ребята. Обратите внимание, в F-1 почти всегда есть финские гонщики и часто не по одному. И это в стране с длинной, как и у нас, зимой, небольшим населением, которая не может похвастаться ни проведением гонок F-1, ни гонок многих других престижных серий. Вот оно, прямое следствие того, что на миллион жителей в Финляндии есть десяток спортивных картодромов. А у нас на всю Москву и Московскую область с суммарным населением почти 20 млн. было только два в прошлом году, в этом сезоне, похоже, после нескольких лет простоя, начнёт функционировать ещё и «Лидер». Будет три. Но и этого катастрофически мало.
Примечательно, что для реализации такой программы, государству не обязательно вкладывать «живые» деньги. Нужно целевое, бесплатное выделение земли в удобном месте и освобождение ее от земельного налога. Возможно, стоит предоставлять инвестору строительства и эксплуатанту картодрома определенные налоговые льготы или применять другие меры стимуляции.
Но это большая серьезная и долговременная программа. А ведь можно начать с малого. Посмотрите, в Москве и области нет ни одной специализированной тренировочной площадки, ни одной тренировочной трассы. Инструкторам разных контраврийных и гоночных школ просто негде заниматься с учениками, ютятся, где могут. Под тренировочной трассой и площадкой я понимаю примерно то, что было в Тушино. Там тренировались очень многие, мои сыновья в том числе. И это был единственный подобный объект на всю Москву и область. Зато теперь у нас есть ещё один стадион. Но лично меня это не радует.
К сожалению, решения подобного рода не находятся в компетенцию РАФа. А кроме Федерации это больше никому не нужно. Автоспорт никогда не был и не будет олимпийским видом спорта.
— Завершив свою спортивную карьеру, вы занялись работой со своими сыновьями. Сейчас очень плотная спортивная программа у Николая, который выступает в этом году в чемпионате Европы. Николай в ралли всего второй год, но ни разу не появился в чемпионате России. С чем связан выбор такого курса и стоит ли ждать фамилии «Грязин» в списке участников в этом или в следующем году?
С.Г.: — Причины есть. Одну я описал выше, упомянув о проблеме выступления в России на технике с европейской регистрацией. А наша команда, напомню, базируется в Риге. Но основная причина: у нас достаточно низкая конкуренция, а это для меня имеет принципиальное значение. Да и выезд в Россию для команды получается дороже и сложнее из-за необходимости проходить границу, чем, например, в Швецию или Финляндию. Поэтому в качестве тренировочных гонок между этапами ERC я российские гонки не выбираю.
Но в этом году Василий примет участие в нескольких отечественных ралли в рамках эксперимента «Готовая стенограмма», проводимого совместно с РАФом. Но ехать он там будет вне зачета. И замечу, не на машине нашей команды, а на арендованной, с Российской регистрацией. Решили не рисковать.
— Ранее в СМИ обсуждался проект, связанный с «Субару». В какой стадии он находится, и расскажите, в чем суть эксперимента «Готовая стенограмма», о котором вы упомянули?
С.Г.: — На ближайшей гонке в Латвии, ралли «Талси», Василий первый раз стартует на новой машине. Команда построила её ещё год назад, но мы притормозили этот проект из-за тяжелой аварии, в которую попал мой сын. Сейчас машина готова, получена национальная латвийская омолагация. И мне самому очень хочется посмотреть, как пройдёт первый старт. Суть проекта — в постройке достаточно доступной полноприводной раллийной машины. Такая машина получается, конечно, дороже серийной, но существенно дешевле машины группы N, и, что самое главное, значительно дешевле в эксплуатации. Эта интересная идея несколько лет назад была предложена Сергеем Успенским. К сожалению, у нас она не получила массового распространения, но несколько таких машин было построено в «УРТ». Мы сделали практически то же самое, только на основе актуальной модели «Субару STI». Надеюсь, такие машины будут востребованы теми, кто планирует делать первые шаги в ралли на мощной полноприводной технике.
Что касается эксперимента «Готовая стенограмма», то он тоже нацелен на начинающих пилотов. Ралли принципиально отличается от всех других дисциплин автоспорта тем, что здесь пилоты едут не по памяти, выучив трассу на тренировках, а по стенограмме, которую записали сами для себя всего на двух ознакомительных проездах. Не сложно изучить теорию того, как пишется стенограмма, но вот с применением полученных знаний на практике у начинающих пилотов часто возникают сложности. Хорошо помню проблемы, которые испытывал сам, обучаясь этому непростому навыку.
Идея эксперимента в том, чтобы показать начинающим пилотам на конкретном примере, как описывается спецучасток в стенограмме, дать возможность проехать и ознакомиться с трассой ралли и, собственно, провести гонку по готовой стенограмме, написанной Василием. Его задачей будет не только заранее записать стенограмму, но и, присутствуя на ознакомлении, дать объяснения и ответить на возникшие вопросы пилотам, решившим принять участие в эксперименте. Первая гонка, где будет опробована такая система помощи в обучении,- это ралли «Белые ночи». Надеюсь, что эксперимент будет удачным. Посмотрим.
— О чем мечтает Станислав Грязин?
С.Г.: — Чтобы Николай Грязин стал чемпионом мира.
— Вы пришли в ралли из кольцевых гонок. Тяжело ли начинать осваивать новую дисциплину с нуля или же накопленный опыт и юный возраст делают свое дело?
Николай Грязин: --Тяжело, честно. Накопленный опыт помог мне видеть правильную траекторию, нажимать педали и крутить руль. Но в Ралли уже нужны другие качества: умение ездить по стенограмме и мужество.
— Ралли - опасный вид спорта, где ошибка может стоить жизни. Как удается сохранять спокойствие столь молодому спортсмену?
Н.Г.: — Стараюсь не думать об этом, тогда волнений нет. Жизнь сама по себе опасная, можно потерять ее поскользнувшись в ванне.
— У вас очень плотный график тестов и гонок. Случается ли, что смена часовых поясов как-то влияет на самочувствие, состояние, тренировки или непосредственно на выступления?
Н.Г.: — Мы всегда стараемся прилетать на место тестов (гонок) за несколько дней, чтобы акклиматизироваться. Бывали такие тесты, когда приезжал не выспавшимся - тренироваться становится трудно и иногда непродуктивно.
— Обычно спортсмены абстрагируются от мнений болельщиков и завистников, которые можно прочесть в интернете. А вы следите за тем, что о вас пишут?
Н.Г.: — Специально не смотрю. Бывает, мнения могут надавить на человека, и закончится это не лучшим образом. Решил не экспериментировать. Знаю, что есть форумы и сообщества, где меня обсуждают. Спасибо им, приятно чувствовать поддержку!
— Какие у вас отношения с российскими гонщиками? Есть ли кто-то, с кем вы можете не поздороваться и пройти мимо?
Н.Г.: — К сожалению, гоняем в России мы редко, но друзей много! Всегда рад встретить русских гонщиков в международных соревнованиях! Но есть и такие, которым я и «привет» не скажу.
— Сейчас в спорте очень актуальна тема допинга. Как с этим вопросом в автоспорте, гонщиков также тщательно проверяют?
Н.Г.: — Гонщиков проверяют только на состояние алкогольного опьянения и на психические расстройства. Не думаю, что есть какой-нибудь допинг, чтобы быстрее ехать. Может, «суперскорость» или «ЯСебастьянОжье»
— Когда вы добились чемпионского титула в Северной Европе за первый год выступления в раллийной дисциплине, у вас поменялось самоощущение? Вы осознали, что в данный момент, вы самый перспективный раллист в России?
Н.Г.: — Поменялось. Теперь хочется ехать еще быстрее и быстрее. Не могу точно утверждать, что я самый перспективный раллист, так как еще не гонялся с русскими раллистами. Но знаю, что некоторые очень не плохо показывают себя в международных гонках.
— Три ваших главных «не люблю» в этой жизни?
Н.Г.: — Вранье, потерянное время и неудачи.
— Каждый вид спорта учит чему-то полезному. Например, шахматы учат логическому мышлению, умению держать концентрацию и т.д. А чему учит ралли?
Н.Г.: — Ралли воспитывает во мне мужчину. Закаляет характер. Научило хорошо контролировать машину и уметь четко реагировать в экстремальных ситуациях. Особенно ралли сблизило меня с отцом!