История противостояния
Ситуация с профсоюзами футболистов в России и поданным в Лозанну иском выглядит не совсем обычной для российского футбола. Чтобы разобраться в ней, надо мысленно перенестись на пять лет назад, когда вдобавок к существующему профсоюзу футболистов и тренеров (ПСФТ) в стране появилась еще одна организация, заявившая о своем намерении защищать права игроков.
Учредительная конференция этой организации под названием Общероссийский профессиональный союз футболистов (ОПСФ) состоялась 4 сентября 2010 года. Помощь в проведении собрания тогда оказывала РФПЛ, которая направляла письма в клубы с просьбой откомандировать футболистов для участия в нем.
Информация о том, что РФС планирует создание такой общественной организации, появилась еще за полгода до этого. ПСФТ, возглавляемый Владимиром Леонченко и Николаем Грамматиковым, по многим вопросам занимал жесткую позицию по отношению к руководству российского футбола, в частности по снятию с соревнований ФК «Москва» и переходу на систему осень-весна. Эта ситуация не нравилась тогдашнему главе РФС Сергею Фурсенко, который поддержал ОПСФ и включил его представителей в органы по разрешению споров РФС.
Так появился новый профсоюз, как показала практика, более склонный к компромиссам с руководством РФС последних лет.
Состав ОПСФ под руководством Александра Зотова и Вагиза Хидиятуллина получился разнообразным. По данным официального сайта, в настоящее время профсоюз представляет интересы футболистов Премьер-лиги, первого и второго дивизионов, мини-футбола и женского футбола. Среди них Константин Зырянов, Вадим Евсеев, Алексей Ребко, Владислав Шаяхметов, Ирина Зварич и другие.
С другой стороны, международный профсоюз FIFPro официально сотрудничает только с первой организацией – ПСФТ Грамматикова и Леонченко, хотя ОПСФ тоже участвует в мероприятиях FIFPro и считает свое членство в нем делом времени.
Два профсоюза не могли уживаться в одной отрасли долго, и об этом в октябре 2015 года заявил даже сам министр спорта и президент РФС Виталий Мутко.
«У нас должен быть один профсоюз на территории России, который объединит всех футболистов», – подчеркнул министр.
Мутко отказался комментировать, какому именно профсоюзу он отдаст предпочтение, но заметил, что будет ориентироваться на типовые контракты, чтобы у клубов не было возможности устраивать махинации с отдельными пунктами.
Позиция профсоюза футболистов и тренеров
12 января в Лозанне состоялось рассмотрение иска ПСФТ по обжалованию избрания председателя и зампреда Палаты по разрешению споров РФС, которыми стали соответственно Константин Ляхов (директор по правовым и общим вопросам ФНЛ) и Павел Пивоваров (заместитель генерального директора ФК «Зенит»). То есть люди, напрямую связанные с футбольными клубами.
«Здесь были нарушены принципы независимости и беспристрастности руководителей, а также принцип равного представительства арбитров от клубов и игроков. Начиная с июля 2015 года все заседания Палаты проходят с численным перевесом представителей клубов, и судьбу игроков при возникновении споров решают их же работодатели», — подчеркивается в заявлении профсоюза футболистов и тренеров.
Также в ПФСТ обратили внимание на то, что подобное избрание состоялось только благодаря тому, что арбитры, выдвинутые другим профсоюзом (ОПСФ), проголосовали за кандидатуры Ляхова и Пивоварова.
«Своими действиями профсоюз под руководством Зотова и Хидиятуллина грубейшим образом нарушил права игроков и в очередной раз доказал, что не является реальным представителем интересов футболистов»,
— говорится в тексте сообщения.
Исполнительный директор совета ПСФТ Владимир Леонченко в интервью «Газете.Ru» добавил, что конкурирующий профсоюз нужен РФС для более легкого управления процессами в футболе в ущерб игрокам.
«У нас накопилось уже много фактов за это время, когда люди руководствуются своими личными интересами, а не профсоюзными — заявил Леонченко. — Почему эти арбитры проголосовали за руководителей клубов. На самом деле это настоящее предательство футболистов. Я думаю, что люди просто занимаются своими интересами.
Мы убеждаемся, что «второй профсоюз» нужен РФС для более легкого управления процессами в футболе в ущерб игрокам. Как в данный момент, когда они «протащили» свою кандидатуру.
Недавно был случай, когда Дзюбе было отказано в палате во главе как раз с юристом ФНЛ Ляховым, но решение в его пользу было принято в более независимом по составу Комитете по статусу игроков, который вскоре после этого РФС решил упразднить. Многие решения просто принимаются не по правовым основаниям, а в угоду краткосрочным конъюнктурным интересам».
«Возникают расхождения в понимании одних и тех же норм, — подчеркнул глава профсоюза. — В нашем и международном регламентах прописано, что председатель палаты должен быть человеком независимым, должен всегда соблюдаться баланс между представителями игроков и клубов, но почему-то Ляхов себя представителем клубов не считает, хотя работает в ФНЛ.
И четыре арбитра другого профсоюза открыто проголосовали за представителей клубов во главе этих органов».
— Были ли конкретные случаи, когда Палата по разрешению споров неправомерно вставала на сторону клубов?
— Из наиболее ярких несправедливых последних решений палаты можно выделить дело футболиста Сергея Горелова против «Черноморца». Палата посчитала, что у нее нет компетенции, чтобы рассматривать спор, но это решение было успешно обжаловано в Комитете по статусу игроков. Стоит вспомнить и дела грузинских футболистов против ФК «Волга», когда именно Зотов проголосовал против игроков, а затем САС в Лозанне отменил это решение и обязал клуб рассчитаться с игроками. Всего таких дел было уже много. Зотов вообще считает, что ссылка в любительский клуб для профессионального игрока — это норма, так было, например, в деле Эрика Салкича против ФК «Арсенал».
А наши арбитры вошли в состав палаты только в июне 2014 года, и то оказались там в меньшинстве.
— Получается, в первую очередь под удар ставятся футболисты из небольших клубов, из ФНЛ и так далее.
— Под удар ставятся интересы всех футболистов! Тем более что сейчас у нас осталась одна инстанция — палата. У футболистов с конца ноября 2015 нет возможности обжаловать решения палаты в комитет. Футболист может обжаловать решение только в CAS. А это минимум год разбирательств, на которые надо потратить не меньше $40 тыс.
Позиция Общероссийского профсоюза футболистов
Глава Общероссийского профсоюза футболистов Вагиз Хидиятуллин отказался от комментариев по данному вопросу и перенаправил к генеральному директору профсоюза Александру Зотову, который ответил на критику, заявив, что иск у него вызывает умиление, поскольку полноценным выборам помешал саботаж «независимых арбитров» из ПСФТ.
«На самом деле иск вызывает умиление, — отметил Зотов. — Тех претензий, что были предъявлены в иске РФС, можно было легко избежать, если бы арбитры, представляющие так называемый профсоюз, на самом деле являющийся агентством Грамматикова — Леонченко, не саботировали собрание арбитров Палаты по разрешению споров РФС.
Но, к сожалению, условно назовем, независимые арбитры очень зависимо себя повели. И в едином порыве не явились на это собрание арбитров, где выбирался руководящий орган палаты.
Таким образом, к сожалению, явно была попытка саботировать работу палаты на несколько месяцев в самый ответственный момент. Потому что именно в этот момент, в трансферное окно, когда совершается больше всего переходов, самое большое количество исков футболистов подается в палату».
— И все же вас не смущает, что палату возглавляют люди, связанные с клубами?
— Спортивные юристы и юристы общего профиля – это очень разные профессии. Найти человека извне, разбирающегося в футбольных регламентах, в материях взаимоотношений футболистов, тренеров и клубов, практически невозможно. В предыдущем голосовании все арбитры Грамматикова единогласно проголосовали за Константина Ляхова на пост заместителя председателя палаты. Ни одной претензии к нему за это время не было.
— Вы критикуете профсоюз Грамматикова — Леонченко за саботаж, но в нашем распоряжении есть ваша переписка с арбитрами, где вы за три дня до выборов сами предлагали их саботировать в качестве одного из путей решения проблемы, поскольку считали, что независимых кандидатов практически нет. Почему вы изменили свое решение?
— Тема неявки на собрание или, если хотите, саботажа действительно обсуждалась арбитрами, и мной в том числе. Но это обсуждалось не только профсоюзными, а вообще всеми арбитрами палаты. Было решено, что саботаж — бессмысленная затея. Это парализовало бы работу палаты на долгое время в ущерб в первую очередь футболистам. Был также риск расформирования палаты и того, что в новый состав арбитров от профсоюза не включат.
Была еще идея предложить Исполкому РФС увеличить количество кандидатов на пост председателя палаты. Но конкретных кандидатур, помимо названых, арбитры палаты предложить исполкому не смогли.
— Но все же человек, имеющий формальное отношение к лиге или клубу, бросает тень на палату, создает некий коррупционный фактор, даже если сам он чист.
— О Ляхове я уже сказал. Теперь по заместителю председателя палаты Павлу Пивоварову. Это без преувеличения один из сильнейших российских спортивных юристов, я бы сказал, Халк отечественного спортивного права.
Он действительно работает в «Зените», но в Палате не рассматривает споры, касающиеся клубов Премьер-лиги. К тому же он арбитр CAS г. Лозанны. Кстати Павел всего один из двух арбитров представляющих Россию в этом органе и единственный кто включен там, в так называемый список футбольных арбитров, рассматривающих дела касающиеся футбола, а это большая часть исков подаваемых в Лозанну. Как вы думаете, захочет ли он портить свою репутацию, принимая неправомерные решения?
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице РФПЛ, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».