Заявления мэра бельгийского Гента о том, что болельщикам «Зенита» будет запрещен доступ на матч Лиги чемпионов из-за возможных конфликтов с турецкой диаспорой и предполагаемых дебошей «пьяных русских», вызвали огромный резонанс в России и Бельгии.
В одном мэр, безусловно, прав: в третьем по величине городе Бельгии действительно есть достаточно большая турецкая диаспора. По официальным данным, в королевстве проживает четверть миллиона турок (это примерно на 20 тыс. больше, чем население Гента). Не все они сосредоточились в одном городе, но на севере Гента есть настоящий турецкий квартал: с мечетями, турецкими ресторанами, флагами, свисающими из окон, и бесчисленными лавчонками, торгующими шаурмой.
Здесь же мечеть Йунус Эмре Камии проводит ежегодный «Турецкий день», на который съезжаются турки со всей Бельгии.
Это район Патерсхол, расположенный на противоположной стороне города от «Желамко-Арены». Однако размеры Гента таковы, что от него до стадиона можно добраться за полчаса на трамвае или за 15 минут на машине. Этот район действительно можно в какой-то степени сравнить с брюссельским Моленбеком: за последние несколько лет оттуда поступали новости о застреленных прохожих, там же пару лет назад полиция штурмом брала квартиру, в которой якобы захватил заложников вооруженный террорист. Позже все свелось к разборкам на почве наркотиков, но ружье тогда действительно нашли. В общем, в Патерсхоле есть оружие и криминальные элементы (не обязательно, впрочем, связанные с турками).
Гент уже долгие годы взаимодействует с турецкой диаспорой. Причем происходит это как раз под руководством нынешнего мэра, социалиста Даниела Термонта. Он находится у руля городской администрации с 2007 года (до этого с 1995 года работал в мэрии).
При нем, например, было принято решение о строительстве в Генте трех дополнительных мечетей (к уже имеющимся трем). Это было не столь однозначно воспринято в обществе, где на фоне последних событий присутствует напряженность на религиозной почве.
В 2011 году Гентский университет, можно сказать, градообразующая организация, учредил Турецкий образовательный центр, который проводит семинары, культурные и научные мероприятия, направленные на продвижение турецкой культуры в массы.
Впрочем, сгущать краски тоже не будем: Гент вообще студенческий город. И в целом, несмотря на отдельные неприятные события, описанные выше, считается безопасным. В Гентском университете учатся около 40 тыс. студентов, преподают более 7 тыс. профессоров. Весь город – как один большой кампус, населенный молодежью со всего мира.
Жители Гента, равно как и работники одноименного клуба, считают, что мэр Термонт должен был дважды подумать, прежде чем делать какие-то заявления. Теперь политика никак иначе, кроме как «Мистер популярность», не называют. Его фамилия за день стала известна всему миру благодаря неоднозначным высказываниям о российских болельщиках.
«Не стоит думать, что мнение Термонта – мнение городского населения»,
— заверяет один из жителей Патерсхола, назвавшийся Салимом. У Салима турецкие корни, но родился он уже в Бельгии. Продолжает бизнес, начатый родителями, – небольшое кафе. Сам – болельщик «Гента». Качает головой, рассуждая о новостях прошедших выходных. Говорит, что в городе не хотели бы видеть матч без российских болельщиков.
«Это было бы просто нечестно, — убежден Салим. — Понятно, что сейчас все думают о безопасности. Но зачем говорить, что мы представляем опасность для российских болельщиков? Это не так. Лично я вообще политикой не интересуюсь. И мне будет куда приятней, если «Гент» сможет победить в матче, который проводится по всем правилам».
«Я не понимаю, откуда у мэра Гента такое отношение к россиянам, — это уже слова директора по безопасности ФК «Гент» Дирка Пинса. — Нормальные болельщики у «Зенита». Такие же, как во всей Европе.
Мы, в клубе, очень хотим, чтобы они приехали. Мы за честное проведение игры и понимаем, как это неприятно: уже купить билет, а потом не попасть на игру».
Пинс знает, о чем говорит: чуть ранее в такой же ситуации оказались поклонники его клуба. Французский «Лион» не смог принять футбольных болельщиков из Бельгии – около трех тысяч болельщиков «Гента» собирались на ту встречу Лиги чемпионов. Но все же ситуации разные: во-первых, от Гента до Лиона – на машине или на поезде всего несколько часов. А во-вторых, на территории Пятой республики действует режим чрезвычайного положения. Чего в Бельгии нет.
В клубе вообще схватились за голову, когда в пятницу прозвучало заявление администрации города о запрете на посещение матча с «Гентом» болельщикам «Зенита». В первую очередь потому, что, по утверждению сотрудников клуба, городские власти и не думали с ними советоваться, принимая такое решение.
А между тем «Зенит» еще неделю назад сообщил бельгийским коллегам, что тысяча билетов на фанатский сектор уже продана. Более того: из России на игру планирует прибыть рекордное количество журналистов. Еще 200 билетов «категории А» — то есть на более дорогие места — скорее всего, тоже будут проданы. Учитывая, что матч уже через неделю, у всех этих людей, вероятнее всего, уже на руках визы и билеты на самолет.
В футбольной среде понимают: если почти полторы тысячи человек с билетами на игру прибудут в Гент и их не пустят на стадион, вот тут могут быть проблемы.
Хотя, конечно, сейчас в Европе вообще обстановка напряженная, а в Бельгии в частности. Только на прошлой неделе снова понизили уровень террористической угрозы до предпоследнего. А в этот понедельник вновь проходили рейды в Моленбеке.
«Конечно, мэр переживает, — говорят в клубе. — Ему надо думать не об одном футбольном матче, а о жизни целого города». Но все-таки посоветоваться следовало до того, как делать громкие политические заявления.
«Желамко-Арена» — самая современная в Бельгии. Ее даже можно назвать ареной будущего: стадион построили с сенсорными внешними стенами, которые используются как экран. Планировалось, что во время матчей на него будут транслировать игру, а в остальное время – рекламу. Но экран получился такой большой и яркий, что буквально ослепляет водителей автомобилей на трассе, которая проходит рядом. Были долгие споры и чуть ли не суды. В итоге экран использовать перестали. Теперь вечерами арена просто подсвечивается ярко-синим цветом.
Но главное, стадион действительно соответствует международным стандартам. Тут есть гостевой сектор, защищенный со всех сторон. На него – собственный вход. То есть даже теоретически поклонники двух команд не должны пересечься.
Сейчас к ситуации подключилось МВД, потому что дело могло перерасти в международный скандал. В клубе, как могли, успокаивали российских журналистов, обрывавших линии. Все выходные шли многосторонние переговоры: «Гент» попросил «Зенит» привезти с собой 20–30 стюардов для помощи собственным болельщикам на стадионе. МВД согласилось выделить в помощь городской полиции, которой просто не хватает для работы на всех объектах сегодня, людей из федерального резерва. Мэр в какой-то момент даже сказался больным. Но все же прибыл на встречу по безопасности, где, собственно, и было принято решение о том, что игра состоится при участии болельщиков обеих сторон.
Кстати, тот самый рождественский базар, про который говорил мэр Гента, еще вообще не открыт. Пока пустые лавочки мокнут под проливными бельгийскими дождями в ожидании большого открытия, намеченного на 3 декабря. Так что к приезду российских туристов все должно быть готово.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице Лиги чемпионов, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и «ВКонтакте».