Кто на свете всех милее, всех прекрасней и… дороже среди футбольных клубных брендов? Правильный ответ теперь — «Манчестер Юнайтед». Английский клуб возглавил опубликованный сегодня свежий рейтинг The Brand Finance Football 50, включающий в себя наиболее ценные (и привлекательные для потенциальных спонсоров) клубные бренды в мировом футболе.
Несмотря на то что в нынешнем сезоне «красные дьяволы» не завоевали ни одного трофея и стали лишь четвертыми в английской премьер-лиге, МЮ сумел опередить таких конкурентов, как мюнхенская «Бавария» (лидер предыдущего рейтинга), мадридский «Реал», «Барселона», «Челси» и т.д.
Рассчитанная аналитиками компании Brand Finance стоимость клубного бренда «Манчестер Юнайтед» выросла на 63% и составила рекордные $1,2 млрд (рейтинг бренда ААА).
Это первый случай, когда футбольному клубу удалось преодолеть символическую планку в миллиард. Это позволило МЮ с третьей строчки в предыдущем рейтинге прыгнуть сразу на первую, потеснив на второе место «Баварию» ($933 млн), а на третье — «Реал» ($873 млн). При этом у всех клубов из топ-10 стоимость бренда выросла по сравнению с 2014 годом.
«Вдохновителем успехов МЮ в этой сфере является Эд Вудворд, настоящий Роналду в сфере футбольной коммерции, — объясняет CEO Brand Finance Дэвид Хай. — Как сэр Алекс Фергюссон развивал репутацию «Юнайтед» как непобедимой команды, так Вудворд (вместе с владельцами клуба братьями Глейзерами) сумел капитализировать ее в виде растущей стоимости бренда, создав фанатскую базу по всему миру и заключив количество спонсорских контрактов, несравнимое ни с кем по количеству и стоимости».
Согласно данным Brand Finance, например, нынешний контракт с Chevrolet, чье название красуется на футболках «красных дьяволов», оценивается в £47 млн в год и приносит клубу в два раза больше, чем предыдущее соглашение с AON. Другой пример: в 2014 году многолетние отношения с МЮ завершил такой гигант, как Nike, но и из смены технического спонсора клубу удалось извлечь серьезную финансовую выгоду. Следующие 10 лет поставщиком экипировки для МЮ будет Adidas, контракт с которым оценивается в £750 млн (около $1,1 млрд). Каждый год он будет приносить «Манчестер Юнайтед» примерно в три раза больше, чем предыдущее соглашение.
Руководству клуба удалось добиться того, что спонсоры по всему миру по-прежнему хотят ассоциировать себя с МЮ, несмотря на не самые выразительные спортивные результаты в последние пару лет.
На росте стоимости клубного бренда сказался и недавний рекордный контракт по продаже прав на трансляции матчей английской премьер-лиги на три года начиная с сезона-16/17.
К слову, победитель состоявшегося в минувшие выходные финала футбольной Лиги чемпионов «Барселона» потеряла позиции, переместившись с четвертого места в рейтинге на шестое. И это при том, что помимо главного клубного трофея Европы сине-гранатовые также завоевали в этом сезоне очередное чемпионство и Кубок Испании, сделав своеобразный трофейных хет-трик (второй раз в собственной истории — это уникальное достижение для европейских клубов).
По мнению авторов рейтинга, победа в Лиге чемпионов добавила к стоимости бренда «Барселоны» $28 млн, доведя общую цифру до $773 млн. Это, как нетрудно заметить, почти на 100 млн меньше, чем у главного конкурента каталонцев в Испании — «Реала», хотя «сливочные» провалили сезон, как и МЮ, оставшись вовсе без трофеев.
«Барселону» также впервые за время существования рейтинга опередили еще два английских клуба: «Манчестер Сити» (4-е место с $800 млн) и чемпион Англии сезона-14/15 «Челси» (5-е место и $795 млн).
При этом так называемый рейтинг бренда «Барселоны» (AAA+) с ее суперзвездным составом оказался выше, чем у МЮ. Однако эффективно конвертировать свои потенциальные преимущества в более высокую стоимость бренда в целом у каталонского клуба пока не получается.
Стоимость бренда второго финалиста Лиги чемпионов «Ювентуса», который остановился в шаге от трофейного хет-трика, выросла на 42% и составила $350 млн (11-е место в новом рейтинге). В зачет итальянскому клубу пошли как спортивные успехи, так и новый контракт с техническим спонсором (здесь Adidas также заменил Nike, эта сделка оценивается в €139,5 млн).
Самым быстрорастущим футбольным клубным брендом в отчетном году оказался английский «Саутгемптон», чья стоимость выросла на 89% и составила $183 млн.
Есть и такие клубы, стоимость бренда которых по сравнению с прошлым годом уменьшилась. В их числе дортмундская «Боруссия», «Шальке» и «Аякс».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.