Исинбаева прервала карьеру после триумфального для себя чемпионата мира по легкой атлетике в Москве в августе 2013 года. Пауза в выступлениях была связана с тем, что Елена решила стать матерью. В июне 2014 года у спортсменки родилась дочь, и теперь Елена готова вновь выступать на высоком уровне.
Между тем уверенности в том, что она возобновит карьеру, не было. Прощаясь с болельщиками в 2013 году, легкоатлетка заявила, что не знает, получится ли у нее вернуться к выступлениям. Хотя еще после Игр-2012 в Лондоне Исинбаева говорила, что поедет в Рио, поскольку бронзовая олимпийская медаль не позволяет ей завершить карьеру.
Для того чтобы сообщить радостную новость о своем возвращении в профессиональный спорт и в ряды ЦСКА, Исинбаева собрала специальную пресс-конференцию, где ответила на вопросы журналистов.
— Я безумно рада вступить в ряды ЦСКА. Для меня возвращение в ЦСКА и есть возвращение в большой спорт, наши амбиции совпадают.
— Как приняли решение вернуться в профессиональный спорт?
— Сейчас я вам расскажу историю моего решения. Когда моей дочери исполнилось три месяца, в СМИ стали активно обсуждать мое возвращение, так как я чувствую себя нереализованной из-за бронзовой медали на Олимпиаде-2012 в Лондоне. Кроме того, прыжок на 5,10 меня постоянно будоражит. Решила: вот исполнится дочке полгода, начну. Пришлось, правда, подождать подольше. А затем получила предложение вновь вступить в клуб ЦСКА.
И вот настал тот момент, когда я решила начать подготовку. Сейчас я тренируюсь три раза в неделю. Сразу после родов тренер расписал мне план тренировок. Они продлятся до сентября. Мне надо войти в обычную спортивную форму. Семь-восемь месяцев — и можно будет начинать прыжки с шестом. А там можно уже начинать профессиональную подготовку к Рио. Но в конце 2015 года я смогу точно сказать, готова ли я побороться за золото на Олимпиаде.
— После Олимпийских игр в Лондоне вы говорили о том, что планируете выступить в Рио. Уже тогда вы для себя точно решили, что должны принять участие в четвертой Олимпиаде в карьере?
— Да, это было так. Бронзовая медаль Лондона мне не дает права сказать: «все». Она оставила у меня нехорошие впечатления.
А в Москве на чемпионате мира был реванш за Олимпийские игры: состав на пьедестале почета был тот же самый, только я стояла на первой ступени.
— Как к вашему решению отнеслась семья, тренер?
— Еве сейчас семь месяцев. У меня появляется свободное время, мне хочется направить свою энергию в нужное русло. Семья, муж, тренер поддержали мое желание вернуться, но со здравым смыслом. Если мне будет мешать травма, то это не имеет смысла. Либо я готовлюсь на золотую медаль, либо, если не смогу, буду завершать карьеру.
— Как здоровье вашего тренера Евгения Трофимова?
— Он себя чувствует уже очень хорошо, но еще находится на лечении. В ночь с 7 на 8 января Евгений Васильевич перенес инсульт. Хочу выразить благодарность губернатору Волгоградской области, который быстро отреагировал на мой звонок и помог с госпитализацией тренера. Врачи оказали всю необходимую помощь, когда требовалось быстрое реагирование, поэтому все обошлось. Сейчас Евгений Васильевич проходит лечение в Подмосковье. Я ему сказала, чтобы не торопился ко мне, выздоравливал до конца, я его буду ждать в марте.
— Многие специалисты сомневаются в том, что вы сможете вернуться в былую форму. Как вы себя чувствуете, есть ли у вас действительно возможность набрать ушедшие физические кондиции, не тренируясь два года?
— Если я чего-то сильно захочу, то все сделаю. Мне очень важны слова моего тренера, близких людей. А сомнение остальных меня не волнует. У меня нет боязни проиграть. Я уверена в своих силах. Я знаю, как ставить цель и как ее добиваться. Спорт для меня — образ жизни, и сейчас он для меня как некая отдушина.
— Дочку будете с собой брать на тренировки?
— Дочь на сборы я брать не буду. Я хочу, чтобы она росла принцессой, занималась балетом или художественной гимнастикой. Мне очень нравится грация, искусство. Пусть пахать будет мама, а дочь будет счастливее и удачливее. Хотя загадывать не буду. Захочет прыгать с шестом — отговаривать не буду.
— Хотелось бы покорить еще один мировой рекорд?
— Мне бы очень хотелось сделать попытку на новый мировой рекорд в Рио. На Олимпиаде совсем другие эмоции, неизвестно откуда могут появиться дополнительные силы, концентрация. Появляется совсем другая Исинбаева — злая, как пантера, готовящаяся напасть на свою жертву. Так что от меня в этот момент можно ожидать всего, чего угодно.
— Когда планируете начать участвовать в соревнованиях?
— Весь 2016 год станет для меня прощальным. Я очень хотела бы выступить на Кубке губернатора в Волгограде, на чемпионате России, на коммерческих соревнованиях, в летнем календаре буду выбирать самые интересные этапы Бриллиантовой лиги. На каждом старте у меня будет прощальный тур с болельщиками, а Рио для меня теперь скорее праздник, чем обязанность.
— Где вы будете тренироваться — в Москве или в Волгограде?
— Мы будем тренироваться и там, и там. Прыжковая работа будет проходить в Волгограде, где есть база, все условия.
— Часто вспоминаете о своем рекордном прыжке 5,10?
— Ежедневно, я его даже в инстаграм выложила, потому что не могу его одна смотреть, комментарии меня очень вдохновляют. Я смотрю на этот прыжок каждый день и поражаюсь сама себе, как легко я смогла это сделать. Дай бог мне сделать его еще раз.
— Все это время вы следили за результатами девушек в прыжках с шестом?
— Да, я думала, что когда уйду в декрет, девочки окрылятся и начнут прыгать по пять метров. А уровень резко упал, просто во всем мире ужасно упал. Они меня удивили, я ожидала совершенно другого. А тут, простите, если 4,60–4,70 соревнования заканчиваются, мне с этой высоты выйти и начать.
— Чемпионка мира среди юниоров россиянка Алена Лутковская в СМИ заявила, что ее целью является прыжок на 5,20. Как считаете, возможно ли кому-то из ваших соперниц покорить такую высоту в ближайшее время?
— Я не слышала о том, то она собирается 5,20 прыгать, но знающие люди скажут, что между «сказала» и «сделала» могут пройти десятилетия. Я говорю Евгению Васильевичу (Трофимову), что вы меня так легко научили прыгать, что всем кажется, что это так просто и элементарно!
Лутковская говорит, что Исинбаева 5,20 не прыгнула, а я прыгну! Но на самом деле все не так просто. А вообще я буду рада, если россиянка из будущего поколения сможет захватить лидерство в нашем виде спорта.
— У вас не было желания закончить спорт и родить второго ребенка?
— Было. В принципе, я на это и настраивалась. Когда Еву родила, думаю, ну какой мне уже спорт. Но потом я сама себе удивилась, как быстро вошла в обычную форму. И тогда подумала: а почему бы и нет.
Второго ребенка я успею родить после Рио. Для этого время еще есть, возраст позволяет. А в спорте 2016 год для меня сто процентов будет последним, и все, там уже дальше вообще без вариантов. Поэтому я дала себе отсрочку, муж меня поддержал.
— Откуда вы берете столько мотивации?
— Наверное, я просто очень люблю спорт, прыжки с шестом, адреналин, эмоции, которые испытываешь перед прыжком и после победы или мирового рекорда, а также, когда в твою честь играет гимн. В обычной жизни без этого жить тяжело. Думаю, после завершения карьеры из-за этого у меня будет сложный период, который нужно будет пережить.
— Выступая за ЦСКА, вы ассоциируете себя с армией?
— Да, потому что я уже капитан, десять лет в армейском спорте. Сейчас я рада вновь восстановиться в ряды ЦСКА, и это придает мне еще больше мотивации, я хочу радовать клуб своими выступлениями, победами.
— Вы ощущаете себя защитницей страны, выступая на международных соревнованиях?
— Да, естественно, когда идет принципиальная борьба, мы все считаем медали, секунды, сантиметры, болеем всей душой за своих спортсменов. У нас то же самое, что и на войне, но все по-честному.
— Президент ВФЛА Валентин Балахничев назвал вас в числе его желаемых преемников на пост главы федерации. Серьезные разговоры на эту тему уже были?
— Нет, серьезных разговоров еще не было, поскольку Валентин Васильевич знает, что я еще хочу себя попробовать в Рио, и лично от него такого предложения еще не было. Но мне очень приятно, что он видит меня, Татьяну Лебедеву и Юрия Борзаковского на этой очень ответственной должности. Спасибо большое ему за это.
— У вас есть идея, как поднять прыжки с шестом в России на новый уровень?
— Самая большая проблема прыжков с шестом заключается в том, что это очень дорогой вид спорта. У нас очень дорогостоящий инвентарь, яма, шесты, из которых дети вырастают, как из ползунков. Приходится менять шесты в год по нескольку раз. Но благодаря Министерству спорта, клубу ЦСКА мы можем развить любой вид спорта. Для прыжков с шестом нужна база, тренеры, которых мало. Но я думаю, как только ЦСКА придет в Волгоград, который будет открывать спортивную базу СДЮШОР, там будет достойная оплата труда, появятся тренеры.
— Есть ли вам достойная смена в России?
— На данный момент не могу никого выделить, все девочки находятся на среднем уровне, нет яркой звезды. Но, во-первых, они еще молодые, они могут себя проявить чуть позже. Когда мне было 18 лет, никто не мог предположить, что Исинбаева станет первой женщиной в мире, преодолевшей пятиметровый рубеж. Во мне было 68 кг, максимум, что мне пророчили, — это 4,40 метра, да и то по праздникам.
— Какая у вас сейчас мечта?
— Мечты на данный момент нет, есть только цели — например, выступить в Рио, родить еще двоих детей, реализовать себя в обычной жизни так же хорошо, как и в спорте.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.