65-й сезон «Формулы-1» близок к завершению. Со скоростью болида пронеслись 18 этапов, и осталось провести лишь один — Гран-при Абу-Даби. Когда он только был включен в календарь, то тоже завершал непростой гоночный год, после чего это право на три чемпионата вернулось бразильской гонке в Интерлагосе. Сейчас ОАЭ снова стали конечным пунктом для «королевской серии», да еще и приобрели приличный бонус — двойные очки.
Они не давали покоя «Формуле-1» все последние 12 месяцев. Для автоспорта искусственное завышение ценности отдельных гонок не в новинку: можно взять хотя бы чемпионат мира в гонках на выносливость, где двойные очки разыгрываются на «24 часах Ле-Мана», или американскую серию «Индикар», где три самых престижных этапа могут озолотить гонщиков.
«Формула-1» же всю свою историю оставалась в стороне от идеи превосходства одних гонок над другими. Но все чаще в последние годы розыгрыш титула чемпиона завершался задолго до конца сезона. Двойные очки в Абу-Даби были призваны оттянуть борьбу за чемпионство до последнего.
Так и произошло в этот раз. Пока еще неясно, кто же лучше — Льюис Хэмилтон или Нико Росберг. Хотя их упорное соперничество стало во многом возможно из-за нестабильного регламента. Да и двойные очки тоже внесли свою лепту в интригу последнего этапа.
Сейчас двух пилотов разделяют 17 очков. Выше располагается британский гонщик, одержавший за сезон 10 побед. Раньше ему было бы достаточно финишировать шестым, чтобы во второй раз стать чемпионом мира. В этом году задача для Хэмилтона усложнилась — только второе место обеспечит ему успех, если сам Росберг при этом одержит победу.
Если Льюис сойдет с гонки и не наберет очков вовсе, то Нико достаточно будет оказаться в пятерке, а раньше бы понадобилось оказаться как минимум вторым. Наверно, из-за этого немецкий пилот является чуть ли не единственным в пелотоне, одобряющим введение двойных очков.
Словно вслед за распухшей кубышкой количество интересных новостей и событий перед Гран-при Абу-Даби тоже заметно возросло. Одной из главных тем для обсуждения стал состав участников последней гонки. Если «Маруся» еще до остановки в Сан-Паулу фактически исчезла, то «Катерхэм» продолжил борьбу за выживание.
В непростой схватке с безденежьем была одержана победа. Малайзийская команда провела краудфандинговую кампанию и смогла найти средства на приезд в ОАЭ.
Только кто будет представлять «Катерхэм», было не совсем ясно. Маркус Эрикссон расторг контракт с командой и объявил о переходе в «Заубер» в следующем году. Напарником Камуи Кобаяси мог бы стать ветеран Рубенс Баррикелло, чье возвращение в «Формулу-1» на концовку сезона горячо обсуждалось. Но бразилец внес ясность и заявил, что его планы сесть за зеленый болид касались лишь домашнего этапа.
Тогда на место в команде стали претендовать тест-пилоты и даже Макс Чилтон, оставшийся без работы после исчезновения «Маруси», но выбор пал на Уилла Стивенса — 23-летнего британца, ставшего шестым в последнем розыгрыше Мировой серии «Рено».
Заключительный этап в сезоне — это возможность в последний раз посмотреть на некоторых пилотов в их старых болидах, а иногда и вообще в «Формуле-1». Даниил Квят попрощается с «Торо Россо» и пойдет на повышение в «Ред Булл».
Эпоха Себастьяна Феттеля в австрийской команде заканчивается уходом в «Феррари». Эстебан Гутьеррес и Андриан Сутиль уже точно покинут «Заубер». Остается неясным состав «Макларена» — туда может перейти Фернандо Алонсо, но не на место Кевина Магнуссена, а вместо Дженсона Баттона.
Британец, являющийся чемпионом мира 2009 года, объявил, что может покинуть «Формулу-1» после Гран-при Абу-Даби и заняться гонками на выносливость вслед за Марком Уэббером, позвавшим его к себе. Если Баттон действительно покинет самую престижную автогоночную серию, то его счетчик гонок после ОАЭ остановится на отметке 266 стартов — это третий результат в истории после Баррикелло и Михаэля Шумахера.
Но прежде, чем настанет пора учить новый список участников «Формулы-1», надо все-таки провести Гран-при Абу-Даби, который помимо двойных очков еще много чем выделяется на фоне остальных этапов.
Во-первых, уникальным расписанием. Гонка в столице ОАЭ начинается вечером, а заканчивается после восхода солнца. То же самое касается и квалификации: ее решающая часть пройдет при искусственном освещении и более низких температурах. Из-за этого тактика команд на гонку будет крайне разнообразной.
Во-вторых, автодромом: Яс-Марина, как и трасса в Монако, проходит вдоль набережной, где яблоку негде утонуть из-за шикарных яхт. Гоночное кольцо изрядно сдобрено быстрыми и медленными поворотами, а выезд с пит-лейна заключен в туннель — гонщикам в нем необходимо сохранять концентрацию даже на сниженной скорости.
В пятницу традиционно прошли свободные заезды, обозначившие намерения и возможности гонщиков на последний этап. Хэмилтон и Росберг, как всегда, соревновались в отдельной лиге — утром они даже были на полторы секунды быстрее всех.
Лучшим после них сначала был Алонсо, но из-за проблем с электроникой он не появился во второй тренировке. И свои притязания на подиум обозначил Феттель, у которого в активе три победы в Абу-Даби. Близок к пока еще напарнику был Даниэль Риккардо.
«Уильямсу» поначалу не везло на искусственном острове Яс: болиды Фелипе Массы и Валттери Боттаса разваливались на трассе. Вечером они выглядели куда лучше. Правда бразилец, финишировавший третьим в Сан-Паулу, оба раза был хуже Даниила Квята.
Россиянин сначала показал седьмое время, а потом — девятое. В шести последних гонках он не смог финишировать в десятке, трижды оставаясь на ее подступах. В Абу-Даби Квят должен прервать серию неудач: Яс-Марина является для него счастливой.
Когда он выступал на ней в GP3 в прошлом году, то сотворил хет-трик, состоящий из победы, быстрейшего круга и поул-позиции. Как будет в этом году, в более представительной серии, узнаем в это воскресенье. Гонка Гран-при Абу-Даби начнется 23 ноября в 16.00 по московскому времени.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.