Тема лимита на легионеров — краеугольный камень российского футбола испокон веков. Когда-то никакого лимита не было, потом он появился, и с тех пор страсти вокруг этой темы не утихают.
Каким бы ни был лимит в конкретный период времени, у него всегда есть сторонники и противники, причем последние традиционно активно и громко требуют пересмотреть ситуацию.
В свое время введение лимита на легионеров в российском чемпионате активно лоббировали президент ЦСКА Евгений Гинер и на тот момент главный тренер армейского клуба Валерий Газзаев.
Тогда в качестве причин, доказывающих необходимость введения ограничений, называлось отсутствие достаточного количества футболистов с российскими паспортами, которых можно использовать в национальной сборной.
Сейчас ситуация сложилась прямо противоположная: Гинер вместе с метящим в кресло президента РФС Газзаевым вновь активнее всех, только требования у них прямо противоположные.
Теперь они считают, что лимит на легионеров, при котором одновременно на поле не может находиться больше семи иностранцев, развращает российских футболистов: они чувствуют свою незаменимость, получают несоразмерные мастерству и достижениям деньги и постепенно деградируют.
Как итог — сборная опять страдает от кадрового дефицита, потому что в стране слишком мало футболистов, которых можно рассматривать в качестве реальных или потенциальных кандидатов в главную команду.
На момент лоббирования появления лимита у ЦСКА были лучшие финансовые возможности среди российских клубов, в воротах только появился юный Игорь Акинфеев, а в оборону на долгие годы были закуплены Сергей Игнашевич и братья Березуцкие.
Теперь же по финансам армейцы явно уступают «Зениту» и не выделяются на общем фоне, российские защитники серьезно постарели, а Валерию Газзаеву активная позиция помогает добиваться отставки Николая Толстых.
Но все это не так важно, потому что в данном случае аргументы проверенной временем связки функционеров вполне соответствуют реальной картине: зарплаты у российских футболистов раздуты, конкуренции со стороны звездных иностранцев, покупаемых клубами, они практически не чувствуют, и в итоге для сборной в стране действительно не так много игроков.
В этом году вопрос лимита встал особенно остро и по политическим соображениям. Закончилась Олимпиада в Сочи, и все внимание Министерства спорта и других чиновников переключилось на подготовку к чемпионату мира — 2018, который пройдет в нашей стране.
Для российской власти, воспринимающей подобные проекты как политические, просто качественного проведения главного футбольного форума четырехлетия будет мало. Необходимо еще и чтобы на нем успешно выступила сборная.
А сборная, несмотря на всю чиновничью заботу, не смогла выйти из не самой сложной группы на чемпионате мира, прошедшем в Бразилии этим летом.
Вот в такой нервозной атмосфере, в попытке найти ресурс усиления главной команды страны, который можно придумать в кабинете, и приходят мысли к злополучному лимиту.
Только до сих пор все «программные» заявления и просто кулуарные разговоры вроде бы вели к тому, что лимит будет ужесточен, а потому новость о том, что скорее всего будет принята модель «10+15», выглядит очень неожиданной.
При таком лимите ограничение будет наложено только на заявку команды, а вот на поле главный тренер сможет выставить — страшный сон Виталия Мутко — сразу десять легионеров при одном россиянине.
Совсем недавно министр спорта говорил, что в долгосрочной перспективе он понимает, что лимит российскому футболу не нужен, но вот до чемпионата мира ни о какой его отмене речи быть не может. Скорее наоборот — должно последовать ужесточение до разрешения выставить одновременно на поле только шесть, а то и вовсе пять легионеров.
Так что говорить о системе «10+15» как о принятом решении еще рано. Пока к такой версии пришла только рабочая группа, прорабатывающая тему. Президент РФС Николай Толстых в общении с прессой на прямой вопрос ответил крайне туманно:
«Исполком принял информацию к сведению, к декабрьскому заседанию должны быть подготовлены окончательные варианты документов по этим вопросам.
Мы выработаем подход РФС по этой теме, будем проводить встречи с Министерством спорта для выработки нужного РФС формата использования легионеров.
Были озвучены различные варианты, предложенные в рамках рабочих групп. К декабрьскому заседанию будут окончательные варианты».
Вообще, Николай Толстых в последнее время раскрылся в неожиданном свете — дипломатическом. По крайней мере, именно дипломатией хочется объяснить его недавние слова в Госдуме о том, что клубам и футболистам необходимо в ближайшие три года сконцентрироваться на одной задаче — подготовке к домашнему мундиалю.
Так или иначе, что бы в итоге с лимитом ни решили, серьезного влияния на силу и перспективы сборной России, особенно к следующему чемпионату мира, это не окажет. Плясать нужно «от печки», налаживая футбольную систему с самых низов. Понятно, что в этом случае время пожинать плоды придет на несколько лет позже заветного 2018 года, что никого не устраивает.
Только та же немецкая программа, приведшая к тому, что сборная Германии из нижней точки своей истории в начале 2000-х пришла к золоту чемпионата мира, была известна задолго до нынешнего года. Ее реализация потребовала бы серьезной работы и энергозатрат.
Никто этим заниматься не собирался, когда Россия только получила право на проведение мундиаля, а теперь уже поздно.
Это значит, что российскому футболу мучиться и быть в центре пристального внимания всей страны еще три с половиной года. Потом пройдет чемпионат мира, и все вернется на круги своя, а статус проблем перейдет из разряда вселенского в местечковый.
Пока же нужно перетерпеть весь нескончаемый поток происходящего абсурда или просто расслабиться и запастись футболом.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу.