На брифинге, посвященном инспекционному визиту в Россию представителей ФИФА, поднимались вопросы строительства новых арен, а также было объявлено о том, что Россия вступает в решающую фазу подготовки к чемпионату мира. Министр спорта РФ Виталий Мутко в своем выступлении рассказал о том, с каким проблемами сталкивается Огркомитет-2018 и как они решаются, а также заявил, что проблема расизма в нашей стране не является острой.
«Хотим, чтобы ход подготовки к ЧМ был достоянием общественности»
— В системе подготовки к чемпионату мира стадионы имеют ключевое значение. Это даст толчок в развитии футбола, потому что останется нашим наследием. Правительство России и мы взяли на себя обязательство построить к чемпионату мира 12 арен, и сегодня начинаем активную фазу подготовки к чемпионату мира вместе с ФИФА.
Мы еще раз проинформировали наших коллег из международной футбольной организации и поговорили о каждом из стадионов в отдельности, о системе строительства и наших подходах. Заказчиком арен являются наши регионы, региональные правительства.
Наша задача вместе с Оргкомитетом-2018 — следить за соответствием требованиям ФИФА. Финансировать строительство стадионов будет федеральный бюджет, кроме «Открытие Арены» и сооружения в Питере.
Для нас было важно взять хороший темп работы, и визит ФИФА был очень важен. Сейчас мы находимся в хорошем темпе, и, если возникают трудности (а проблемы есть), мы с ними справляемся. Нужно активно поработать за оставшееся время, потому что мы в начале пути.
Мы хотели бы, чтобы подготовка к чемпионату мира проходила в открытом режиме. Чтобы это было достоянием общественности. 28 октября пройдет заседание наблюдательного совета оргкомитета, приедет президент ФИФА Йозеф Блаттер. Таким образом, мы вступили в активную фазу подготовки.
«ФИФА пошла нам навстречу»
— Были ли приняты решения по Калининграду и когда будет подписан договор с подрядчиками?
— Инспекционной комиссии этот вопрос не касается. Мы проинформировали Исполком ФИФА, и они нас поддержали в вопросе о том, что в Калининграде и Екатеринбурге мы поменяли концепцию и не будем строить 45-тысячные арены.
Там нет такого футбольного наследия и потребности в будущем в таких больших стадионах тоже нет. И ФИФА пошла нам навстречу. Кстати, с местом размещения пока не определились.
В Екатеринбурге два года назад был построен стадион, и там поддержали новую концепцию реконструкции (по аналогии с «Лужниками»), чтобы соблюсти требования ФИФА.
В Калининграде арена разработана на 45 тыс. человек, но мы не будем реализовывать этот проект. Мы предложили правительству области рассмотреть вариант с меньшей вместимостью: на 25 тыс. плюс еще 10 тыс. временных трибун. Есть несколько предложений от правительства города, и мы исходим из того, что стоимость стадиона должна снизиться.
Там остается вопрос по размещению. Это прерогатива правительства региона, но работать они должны в рамках имеющего бюджета. До 28-го числа я должен предложить правительству и президенту некое решение. Мы остановились на трех вариантах размещения стадиона и до апреля следующего года рассчитываем начать активную фазу строительства.
До ноября мы должны подписать соглашения со всеми подрядчиками. На этой неделе заключим договор по Нижнему Новгороду. Волгоград прошел экспертизу, и на следующей неделе будет подписано постановление правительства. Ростов и Саранск на следующей неделе получат заключение экспертизы, и мы выйдем на подписание контракта. По Питеру никаких проблем нет, все решения найдены.
По стадиону в Сочи могу сказать следующее: мы его строили для церемонии открытия Олимпийских игр. Это не совсем футбольное спортсооружение, поэтому было внесено изменение в программу по подготовке к чемпионату мира.
Мы передали стадион Краснодарскому краю. Сейчас там назначен подрядчик, и в понедельник был подписан контракт с ним.
В мае 2016 года эту арену реконструируем. По Казани все нормально, арена введена в эксплуатацию. С декабря мы ее остановим и будем готовить к чемпионату мира по плаванию. С августа ставим ее капитально под футбол. Будет сделан газон.
Спартаковский стадион функционирует, и мы его приведем к требованиям ФИФА. Главное — у нас есть база, от чего оттолкнуться. Это четыре стадиона к Кубку конфедераций. В 2017 году мы их оттестируем.
«Соседство стадиона с тюрьмой не проблема»
— Вы сказали, что комиссия дала рекомендации и поставила сроки для вас.
— Это первый визит, и мы начинаем работать в активной фазе. Вопрос в адаптации стадионов под чемпионат мира.
Мы имеем детальный отчет, и наша задача — адаптироваться к срокам. Есть ряд вопросов: транспортная схема, безопасность. Это наш общий проект. У нас есть убежденность, что все будет хорошо. Но вопросы пока остаются. Однако у нас есть полное взаимопонимание. Это вселяет уверенность, что мы реализуем данный проект.
— Насколько известно, в Екатеринбурге стадион соседствует с тюрьмой…
— Это не проблема. Мы сформировали земельный участок, и он вполне достаточный. Есть транспортная схема. Мы доверяем правительствам области. В Самаре вблизи зоны строительства стоят радиовышки, и правительство выделило деньги на их демонтаж. В Нижнем Новгороде в зону попали какие-то строения, таможня. Мы выделили деньги — и им построят новое здание. Мы дали все рекомендации.
— Что скажете о проблеме расизма в нашей стране?
— Это проблема мирового масштаба, она возникает везде. Мы готовы бороться с ней вместе со всем миром. Но у нас, считаю, этот вопрос стоит не очень остро.
Бывают болельщики, которые допускают расистские выходки, но мы ведем серьезную борьбу с этим, как и весь мир. Мы цивилизованная страна. Накануне Олимпийских игр было много разговоров об этом, но все уехали довольными.
«Уровень организации в России очень высок»
Глава департамента по проведению чемпионатов мира по футболу ФИФА Кристиан Унгер отметил, что доволен ознакомительным визитом, однако заявил, что работа еще не завершена, а потому рано делать выводы.
— Мы хотим сделать этот чемпионат мира лучшим. Цель наших инспекций — продвижение в подготовке мероприятия с максимальной эффективностью. Мы посетили четыре города, познакомились с нашими коллегами. Наладили связи. Все мы стараемся работать на благо одной цели — провести фантастическое мероприятие.
— В Бразилии было несколько проблемных городов, уверенности в которых у ФИФА не было до последнего момента: Куяба, Куритиба. Нужно ли России ускориться или у вас ничего не вызывает тревогу?
— Мы не сравниваем стадионы, каждый индивидуален. В Бразилии действительно были арены, введенные с задержкой, а здесь мы идем с хорошими темпами, но наша работа еще не закончена.
— Какие были замечания и что понравилось?
— Уровень организации, который мы увидели у оргкомитета, очень высок и качество информации тоже. Это очень помогает.
Мы видели не все стадионы, поэтому мне сложно сказать, как все будет в Самаре или Саранске. Мы встречались с представителями стадионов и властей. С удовольствием первый раз посетим арены и посмотрим, как все выглядит на месте. Что касается критики, наш подход индивидуален. Мы не будем сравнить вашу страну с Бразилией. Россия — уникальна.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата мира по футболу 2018 года.