Тем, кто принялся обвинять голландского специалиста во всех смертных грехах после осечек на стыке лета и осени, следует для начала вспомнить историю. Команды ван Гала традиционно запрягают чрезвычайно медленно.
Достаточно напомнить, как его «Барселона» буксовала в начале сезона-1998/99. Однако даже 10-е место после 14 матчей не помешало «блауграна» в том розыгрыше выиграть чемпионат.
Спустя 11 лет коуч уже во главе мюнхенской «Баварии» не брал с места в карьер: команда начинала ни шатко ни валко — лишь седьмая строка после 13 поединков. Тем не менее и в этом случае по окончании первенства его главная награда перекочевала в сокровищницу коллектива Луи.
Наконец, еще через сезон специалист и вовсе оказался на грани увольнения, обосновавшись на восьмой позиции в таблице после 13 игровых дней. Однако и здесь уроженец Амстердама выкрутился, словно Гудини: третье итоговое место было для Рекордмейстера настоящим чудом...
А теперь вспомните, что нынешним летом из-за занятости в сборной родной страны ван Гал толком не мог организовывать и контролировать полноценную предсезонку «Юнайтед». Плюс обязательная восстановительная пауза в шесть недель, предписанная ФИФА всем футболистам — участникам ЧМ, выкосила из рядов «красных дьяволов» целый ряд ведущих исполнителей. Соответственно, тренинг-кэмп вышел усеченным, и теперь Луи необходимо через матчи выводить подопечных к оптимальным кондициям.
Отсюда смеем сделать вывод: просьба тренера дать ему два-три месяца на отладку командных механизмов есть не попытка замаскировать неэффективность работы, проведенной в ходе подготовительного турне, а реальная жизненная необходимость.
Время необходимо ван Галу и для того, чтобы привести в надлежащее состояние травмированных. Их набралось столько, что на противостояние с «Бернли» из завсегдатаев лазарета составлялась целая альтернативная команда! При этом сразу четыре исполнителя представляли среднюю — стилеобразующую для модели 3–5–2 (или 3–4–2–1, если угодно) — линию.
В частности, «сердце» нового «Юнайтед» билось аритмично из-за отсутствия Андера Эрреры, способного завязать игру обостряющим первым пасом, и универсала Майкла Кэррика, который связывал заднюю и переднюю линию манкунианцев. Здесь же подчеркнем фланговый фактор: из-за хандры Люка Шоу левый край «дьяволов» значительно уступал в темпе действиям противоположного фланга. Тогда как синхронно активная поддержка атаки «коридорными» — неотъемлемая часть формулы успеха модели ван Гала.
К слову, о модели. Появление в ней Радамеля Фалькао и в особенности Анхеля ди Марии разнообразят нападение, что, к слову, уже подтвердил дебют аргентинца против «Бернли».
Возможность использовать Уэйна Руни под нападающими, а новобранца из «Реала» — в роли оттянутого в центр поля плеймейкера создает для «Юнайтед» сразу два креативных центра. Тогда как умение Эрреры или Кэррика играть ближе к опорной зоне и, подчищая ошибки партнеров в отборе, ликвидировать свободное пространство между защитой и полузащитой придаст схеме манкунианцев необходимую мобильность.
Сюда же с позитивным окрасом отнесем приобретение Дэли Блинда. Голландец, за карьеру пробовавшийся чуть ли не на всех позициях разрушителя перед воротами, всегда придется кстати при надобности экстренно латать системные дыры.
Успеют ли «дьяволы» оперативно интегрировать новобранцев в общую структуру игры и адаптировать инновационную схему к действию? Хороший вопрос. Ведь, с одной стороны, кардинальная ломка устоев прошла для «Юнайтед» очень болезненно. Это видно хотя бы по действиям центральных защитников: привыкшие к поддержке с флангов, они никак не могут усвоить, что остаются без страховки, когда уходят в край или пытаются выбежать из обороны через пас.
С другой стороны, уровень конкуренции и плотность графика выступлений в премьер-лиге столь высоки, что времени на раскачку нет даже у грандов. Поэтому ван Галу после сентябрьской международной паузы придется работать вовсе под удвоенным давлением. И призрак результатов Дэвида Мойеса вкупе с худшим с 1990 года стартом будет давать о себе знать все чаще.
Тем не менее ответ на озвученную выше главную дилемму сентября мы рискнем дать положительный. Ведь в рукаве Луи, помимо всего прочего, есть еще и неразыгранный тактический козырь. Речь о трансформации экспериментальной расстановки в канонический вид 4–3–3, где ди Мария разместится на «родной» позиции инсайда, центральные созидающие хавы не будут мешать друг другу и устраивать спор при дележке мяча, а центральные защитники, включая новобранца Маркоса Рохо, перестанут ломать головы над простейшими решениями и вернутся к исполнению профильных функций.
Думается, вслед за этим потихоньку стартует и общее выздоровление всего манкунианского организма. А там и до возвращения доверия болельщиков недалеко.
О том же, сколь серьезно на судьбу менеджера могут влиять фанаты «дьяволов», долго и подробно способен рассказывать Дэвид Мойес. Ведь его революцию прежде всего отторгла именно публика, которая затем еще и отставку Избранного спровоцировала.
Поддержка же фан-сектора способна выиграть ван Галу время — ровнехонько те самые два-три месяца, что вновь вернут голландца на гребень волны. А там и позитивные отзывы от футболистов, глядишь, подтянутся.
Такое уже было в Алкмаре: в середине прошлого десятилетия Луи готовы были отставлять по итогам невыразительного выступления. Приказ президента Дика Схеринга уже был подписан, но за коуча вступились подопечные — Стейн Схаарс, Деми де Зеув и Давид Мендеш. Лидеры свою креатуру отстояли, а на следующий год вовсе взяли титул, добившись исторического успеха. Ведь прежде АЗ лишь однажды добивался звания сильнейшей команды Голландии…
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице английского футбола.