Полгода прошло с проведения Олимпийских игр в Сочи, и все это время продолжаются разговоры, как сохранить все то, что было наработано в различных областях спортивной индустрии перед первыми в истории России зимними Играми. И в инфраструктуре, и в подготовке спортсменов, и в их медицинском сопровождении. Будет ли выигранная домашняя Олимпиада только яркой вспышкой в истории российского спорта или станет трамплином для его развития в стране?
О том, что подобный прорыв произошел и в области показа спортивных мероприятий, во время Игр как-то не было времени задуматься: картинка действительно была красивой, но главный интерес был прикован к самим действующим лицам. И это при том, что в программу Игр на этот раз вошли и такие вкусные с точки зрения показа дисциплины, как слоупстайл во фристайле и сноуборде, а также параллельный слалом у сноубордистов.
Но вот совершенно неожиданно пришла новость о том, что трансляция футбольного матча сборных России и Лихтенштейна, который 8 сентября пройдет в Химках, будет создаваться официальным вещателем Сочи 2014. А ранее он же представил картинку с проходившего в Челябинске чемпионата мира по дзюдо. Так и возникла идея побеседовать с генеральным директором АНО «Спортивное вещание» («Панорама») Василием Кикнадзе об олимпийских технологиях, а также о прошлом, настоящем и будущем показа спортивных соревнований в России.
— Расскажите немного про историю и цели создания АНО «Спортивное вещание». Верно ли, что непосредственная работа, создание картинки, началась в 2011 году, а олимпийские соревнования на Россию транслировались не только из Сочи, но и с Игр 2012 в Лондоне?
— Решение о создании автономной некоммерческой организации было принято в конце 2009 года. Были четыре соучредителя — Первый канал, ВГТРК, «НТВ-Плюс», «РИА Новости». Основными задачами было создание национального сигнала Олимпийских, международного и национального сигналов Паралимпийских игр, создание международного сигнала Универсиады 2013, а также съемки тестовых соревнований перед Играми в Сочи.
Первыми тестовыми соревнованиями, которые мы снимали, был Кубок Европы по горным лыжам в Сочи в феврале 2011 года. Потом мы действительно проверяли технологии на Олимпиаде в Лондоне, потом были остальные тестовые соревнования в Сочи, всего их было 18.
Затем летом 2013 года мы работали на Универсиаде, что было для нас очень важно, поскольку одновременно было задействовано много арен.
— Главная проверка перед Сочи…
— Да, потому что там испытание проходили не только команда, техника и технология, там еще отрабатывались и различные управленческие решения, работа с рисками, оперативное управление, работа с большим количеством партнеров — транспорт, безопасность, логистика, питание и так далее.
А потом были Олимпиада и Паралимпиада…
— Главное событие этого года — Олимпиада в Сочи. Сколько всего человек, какая техника были задействованы для производства трансляций?
— Когда мы готовили людей для работы в Сочи, изначально мы провели более 2,5 тыс. собеседований. По их итогам мы отобрали 1500 человек, которых начали учить. Чуть больше 1200 человек в итоге получили сертификаты. До Универсиады из них добралось 980.
Оценивая Универсиаду и тестовые соревнования, мы отобрали 440 человек, которые работали на Олимпийских играх в Сочи, и еще 40 человек работали в Москве. Это те, кто непосредственно был занят на производстве сигнала.
— Что можете назвать своими главными успехами, трудовым подвигом на Играх 2014?
— Главным подвигом стало то, что самого подвига во время Олимпиады не было: была заранее продуманная, просчитанная, очень жесткая, очень точная работа с достаточным резервированием.
То есть никто не надрывался и, слава богу, грудью амбразуры закрывать не надо было. Это самое главное.
Были подготовлены специалисты, которые совершенно правильно, адекватно делали свою работу. Она во время Олимпиады была серьезная, с приличным запасом: мы были готовы к неожиданностям, которых, слава богу, не было.
А работа была очень содержательная, поскольку она не ограничивалась только съемками, была и огромная работа с архивом. Мы создали уникальную систему, которая позволяет из 5 тыс. часов архива буквально в течение секунд найти любой фрагмент любой длительности.
Для этого были применены совершенно новые технологии, которые работают до сих пор. Технологии логирования, разметки в момент создания прямой трансляции, архивирования, сопоставления логов с видеоконтентом. Оперативно вытаскивать эту информацию у нас позволяют более 100 терминалов. Монтировать можно где угодно: даже направляясь со съемок в машине, вы можете спокойно монтировать, используя архив, собирать свой материал и отправлять в эфир. Это сумасшедшая экономия времени.
Все самое современное, что сейчас существует в мире спортивных телевизионных технологий, было применено в Сочи.
Мы разработали очень толковое мобильное приложение, которое работало во время Олимпиады. В общем, интересная работа была, творческая.
— А было ли что-то, что хотелось бы сделать, но не получилось?
— Была очень большая степень реализации. Обычно мы считаем, что 70% — это очень хорошо. Но у нас степень реализации была выше 90%. Практически все, что задумали, все реализовали.
— Что происходит с организацией сейчас, изменилась ли она и как?
— Являясь одной из крупнейших в Европе подобных производящих компаний, которые занимаются организацией прямых трансляций, мы поставили перед собой задачу встать на коммерческие рельсы, научиться самостоятельно зарабатывать деньги. И на российском рынке, и на зарубежных.
Поэтому мы сейчас стали довольно активно применять все эти наработки, и технологии, и людские ресурсы, для того чтобы максимально использовать тот опыт, который был накоплен. Примерами этого стали съемки чемпионата мира по дзюдо в Челябинске.
Сейчас мы прорабатываем разные варианты работы в Средней Азии, Закавказье. До матча сборной России будем снимать встречу сборных Грузии и Ирландии (беседа состоялась незадолго до матча 7 сентября в Тбилиси. — А.К.).
— Работа строится через контакты с федерациями по различным видам спорта?
— Она активно ведется на разных направлениях. У нас сейчас немало менеджеров как раз занимаются именно позиционированием на рынке. Контакты налаживаются и со спортивными федерациями, и с государственными структурами, и с регионами, и с зарубежными партнерами, и с телевизионными каналами, и с нашими коллегами — такими же производящими компаниями.
— Есть ли у вас какие-то договоренности о показе крупных спортивных соревнований в будущем?
— Мы принимали участие в работе на чемпионате мира по легкой атлетике (в Москве в августе 2013 года) и планируем также сотрудничать в освещении, производстве сигнала чемпионата мира по водным видам спорта (в Казани летом 2015 года).
На 2016–2017 годы обсуждается целый ряд международных соревнований как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
— Универсиада в Красноярске?
— Это 2019 год, там пока предварительные разговоры.
— Футбольный Кубок конфедераций?
— О том, кто будет производить сигнал, решение будет принимать ФИФА.
— Нет ли у вас планов по созданию собственного телеканала или, например, портала, на котором будут транслироваться ваши эфиры?
— Портал у нас есть — Russiasport.ru. Хороший ресурс, который остался после Олимпиады и на который мы выкладываем свои материалы — и прямые трансляции, и ролики. Причем последние появляются еще до окончания соревнований: тоже новое решение, реализованное к Олимпиаде, так называемые растущие файлы.
— Ближайшей вашей трансляцией будет матч отборочного турнира Евро 2016 по футболу Россия — Лихтенштейн. Как зимние олимпийские технологии применимы в масштабах футбольного стадиона?
— У нас там будет работать 16-камерная машина, оснащенная требуемым количеством техники для производства повторов со всей необходимой оптикой и технологиями. Это первый матч национальной футбольной сборной, когда мы имеем прямой контракт с УЕФА, поэтому мы следуем их инструкциям. Для нас важно начать саму эту работу.
При этом мы можем снимать футбол в соответствии со всеми, даже самыми жесткими требованиями, как на финалах чемпионатов мира и Лиги чемпионов.
— А что касается новых технологий, о введении которых в футболе сейчас ведутся разговоры, — видеоповторы для арбитров или определение того, пересек ли мяч линию ворот — вы в силах делать такую оперативную работу во время проведения матчей?
— Никаких сложностей это не вызывает. Если орган, проводящий соревнования, утверждает программу, которой хочет пользоваться, то дальше имплементировать ее и предоставить рефери возможность просмотра вообще не тема для обсуждения. Это просто указывается в техзадании и реализуется мгновенно и без проблем.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.