В растянувшихся более чем на полгода разбирательствах по делу Ирины Старых, наконец, практически поставлена точка. В случае если российская сторона в 21-дневный срок не подаст апелляцию в Международный спортивный арбитраж в Лозанне (CAS), двухлетняя дисквалификация призера этапа Кубка мира вступит в силу.
Как заявил глава Союза биатлонистов России Александр Кравцов, решение по этому вопросу пока отложено до получения официальных документов из Международного союза биатлонистов.
Срок дисквалификации Старых будет отсчитываться с декабря 2013 года, когда у нее была взята проба, оказавшаяся впоследствии положительной. Все результаты спортсменки, начиная с указанной даты, будут аннулированы. В их число, очевидно, попадет и эстафетная победа женской сборной России на январском этапе Кубка мира в Рупольдинге.
По состоянию на данный момент потенциально спортсменка может вернуться в большой спорт в середине сезона-2015/16. В среду же, 16 июля, было объявлено о дисквалификации на те же два года 33-летней немки Эвы Захенбахер-Штеле, сдавшей положительную допинг-пробу уже непосредственно во время Игр — 2014.
Скандал с участием Ирины Старых и еще одной россиянки Екатерины Юрьевой, напомним, разразился в конце января 2014 года, незадолго до начала Олимпиады в Сочи. Начало ему положила нашумевшая публикация в норвежской прессе, впервые сделавшая факт наличия положительных проб в женской сборной России достоянием гласности.
В итоге в олимпийскую столицу российская команда заехала уже без Старых, до скандала считавшейся железным кандидатом на место в эстафетной четверке. Одновременно спортсменка обнародовала заявление, в котором признала факт наличия положительных результатов теста (в пробе Старых обнаружили рекомбинантный эритропоэтин) и попросила до выяснения обстоятельств вывести ее из состава сборной.
В свою очередь, не пробившаяся в состав олимпийской команды Юрьева предпочла вовсе обойти скользкую тему и вскоре объявила о завершении карьеры, сославшись на личные обстоятельства.
В марте по требованию Старых состоялось вскрытие пробы В, подтвердившее наличие запрещенного вещества. Как говорится в пресс-релизе Международного союза биатлонистов, на состоявшемся в марте заседании антидопинговой комиссии организации ни сама Старых, ни наблюдатели со стороны СБР не присутствовали.
По ходу дела выяснилось масса крайне неприглядных для российского биатлона подробностей. То самое внесоревновательное тестирование Старых и Юрьевой, проведенное в декабре 2013 года на сборе в словенской Поклюке, было инициировано Международным союзов биатлонистов (IBU).
Там, как быстро выяснилось, имели основания подозревать ряд российских спортсменок в употреблении допинга и потому пристально за ними следили, забирая пробы чуть ли не по два раза в сутки. Более сильного имиджевого удара накануне домашней Олимпиады представить себе было нельзя.
Однако вынесение решения о сроках дисквалификации Старых далеко не самое главное в этой истории, как и вопрос о том, будет ли оно оспариваться в CAS. В отличие от аналогичного дела Захенбахер-Штеле, ключевые обстоятельства которого были обнародованы еще во время Олимпиады, общественность до сих пор так и не получила со стороны официальных лиц каких-либо внятных объяснений случившегося с россиянками.
Хотя вопрос, как в команду накануне домашней Олимпиады мог попасть старый-добрый эритропоэтин, который никак нельзя назвать допингом нового поколения, остается одним из ключевых и не имеет срока давности.
И прежнее, и новое руководство Российского союза биатлонистов все эти месяцы настаивало не невозможности делать какие-либо заявления до окончания официального разбирательства со стороны IBU.
Больше других должен быть заинтересован в прояснении ситуации и нынешний тренер женской сборной России Владимир Королькевич, в чьей группе тренировались Старых и Юрьева в первой половине сезона-2013/14 и чьей репутации эта история логично нанесла довольно жестокий урон.
Теперь решение вынесено. И по идее, самое время публично наказать виновных, в число которых, если подозрения IBU справедливы, может входить не одна Ирина Старых. Правда, сама спортсменка настаивает именно на этом.
В письме, направленном в адрес антидопингового комитета IBU, россиянка признала свою вину, сообщив, что в декабре 2013 года, не проконсультировавшись с врачами сборной, по рекомендации неких друзей она проходила косметические процедуры — инъекции препарата под названием LAENNEC, целью которых было улучшение состоянии кожи лица. Они, по словам спортсменки, и привели к столь плачевным последствиям.
О содержании в упомянутом веществе допинга она не подозревала, считая его натуральным и безобидным. Как следует из заявления Старых, ее единственной целью было улучшение собственной внешности, поскольку, с попаданием в обойму сборной, она стала часто появляться на телеэкранах и участвовать в фотосъемках. Несмотря на объяснение биатлонистки, в IBU не сочли их достаточными для вынесения менее жесткого наказания.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице зимних видов спорта.