Девятый этап «Тур де Франс» 2014 года в воскресенье, 13 июля, пролегал между французскими городами Жерарме и Мюлуз. Это был пятый из всего шести холмистых этапов супервеломногодневки, растянутый на 170 км.
Принять участие в состязаниях очередного дня решили все 184 гонщика, которые закончили восьмой этап в Ла-Моселене — все они в это утро подписали стартовую ведомость. Температура в Жерарме составляла 16,5°C, а небо было пасмурным. При этом в горах ожидались непродолжительные ливни с сухой погодой на финише этапа.
Меню дня включало в себя шесть категорийных вершин: на отметке дистанции 11,5 км — Де-ла-Шлухт (вторая категория, 8,6 км), на 41-м км — Веттштайн (третья, 7,7 км), на 70-м — Кот-де-Цинк Шато (третья, 4,5 км), на 86-м — Кот-де-Гюбершвир (вторая), на 120-м — Ле-Маркштайн (первая, 10,8 км) и на 127-м — Гран Баллон (третья, 1,4 км).
Старт девятого этапа был дан в 13.19 по местному времени. Вначале, после 5 км гонки, пелотон возглавляли 17 «всадников». А лучшие результаты на первой горе продемонстрировали: Томас Феклер (Europcar), заработавший благодаря этому пять баллов, Николя Эде (Cofidis) — три, Хоаким Родригес («Катюша») — два, Том Дюмулен (Giant) — одно.
Их ближайшие преследователи тем временем отставали на 20 секунд. Но после отсечки в 17,5 км немец Тони Мартин (OPQS) и Алессандро Де Марки (Cannondale) создали себе отрыв в 10 секунд. А вот группа, в которую входил трехкратный победитель этапов Марсель Киттель (Giant), находилась в двух минутах позади пелетона.
На 26 км продолжали лидировать Де Марки и Мартин, уехавшие вперед на 25 секунд. Вскоре Хоаким Родригес инициировал новый отрыв от пелетона: он достаточно далеко умчался от остальных, надеясь сделать что-то из горных этапов.
Та же пара оставалась во главе гонки и после 38 км, на 30 секунд опережая Симона Шпилака из «Катюши», который предпринял сольный рывок от группы вслед за недавней инициативой своего именитого партнера по команде.
Среди соседствующих гонщиков были замечены Пьер Роллан (Europcar), швейцарец Фабиан Канчеллара (Trek), бельгиец Грег ван Аверме (BMC), Мильвейн Шаванель (IAM) и Тиаго Мачадо (NetApp). Остальной пелетон «опаздывал» на одну минуту.
Закономерно, что лучшими на вершине Веттштайн оказались Алессандро Де Марки (два балла) и Тони Мартин (один). На 56-м км они уже имели преимущество 2:05. При этом только три команды не были представлены на передовой или в группе погони — Sky, Astana и Garmin-Sharp.
Далее победитель пятого этапа Ларс Бом пошел в атаку в скоростном спуске, отставая на 22 секунды от двух лидеров, которые на Кот-де-Цинк Шато снова добыли те же два балла и один бонусный соответственно.
В 3:27 от них держалась группа из 28 гонщиков. С 90-го км Де Марки и Мартин ехали в 1:25 впереди этой погони и в 4:23 от пелетона. Еще на половине пути, в зоне кормления, спринтеры Марсель Киттель, Марк Реншоу и Арно Демер на 11 минут отставали от ведущего дуэта.
Результаты в Кот-де-Гебершвир оказались следующими: 1) Де Марки (5 баллов); 2) Мартин (3); 3) Родригес (2); 4) Эде (1). За 70 км до конца 25 преследователей были в 2:38, а пелетон — в 6:05. Причем быстрейшими в промежуточном спринте в Линтале (105 км) стали: 1) Мартин (20 баллов); 2) Де Марки (17); 3) Александр Пишо (Europcar, 15); 4) Перриг Кеменю (Europcar, 13); 5) Маттео Монтагути (AG2R, 11).
А за 59 км до финиша перед Маркштейном Тони Мартин разогнался и удалился от Де Марки, выйдя в единоличные лидеры в 8:04 от пелетона. На самой вершине очками разжились: 1) Мартин — 10; 2) в 2:10 Де Марки — 8; 3) в 3:07 Родригес — 6; 4) Эде — 4; 5) Брис Фейллу (Bretagne) — 2; 6) Мачадо — 1.
Потом за Гран-Баллон Мартин получил еще два балла, а Хоаким Родригес — один. После шестого и последнего в это день подъема Тони Мартин фактически возглавил горную классификацию с 18 набранными очками, опередив триумфатора восьмого этапа — француза Блеля Кадри, а также Де Марки (у обоих — по 17) и Родригеса (11).
За 35 км до развязки флагман гонки оставался в 2:45 от группы представителей «Катюши» и в восьми минутах от основного пелетона. А в скоростном спуске к Сернею он увеличил свой отрыв до трех минут, поддерживая его и на 140, и на 150 км.
Вслед за Мартином ушел в сольный спурт француз Тони Галлопен (Lotto), также находясь в трех минутах от других гонщиков. Но вскоре его настиг Микаэль Черель (AG2R), а за 10 км до финиша их обоих поглотила группа из других преследователей.
Неудивительно, что именно Тони Мартин был удостоен приза самому агрессивному гонщику дня и майки лидера горной классификации. Еще задолго до того, как немец появился на улицах Мюлуза, всем стало ясно, что он победит в гордом одиночестве после 150 км в отрыве, в том числе 59 соло.
В итоге пять первых мест на девятом этапе «Тур де Франс» заняли: 1) Тони Мартин (OPQS) — 4.09:34 и 30 очков; 2) Фабиан Канчеллара (Trek) — 25; 3) Грег ван Аверме (BMC) — 22; 4) Том Дюмулин (Giant) — 19; 5) Маттео Монтагути (AG2R) — 17, у всех четырех отставание — 2:45.
При этом француз Тони Галлопен из Lotto стал лидером генеральной классификации (38.04:38), сместив с первой строчки итальянца Винченцо Нибали из Astana. Первенство по завоеванным очкам так и уступил словак Петер Саган из Cannondale (267), а среди команд сильнейшей остается Astana (114.22:53).
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице летних видов спорта.