Имя Малкольма Глейзера навсегда останется в истории сразу двух видов спорта. Но если в американском футболе его образ окружен ореолом величия, то в футболе европейском он как минимум противоречив.
Глейзер родился в Рочестере в еврейской семье и был пятым ребенком у своих родителей. Получив в наследство от отца ювелирное дело, Малкольм сумел здорово развить его. На момент получения наследства на счету компании было всего $300, а уже через пять лет он начал инвестировать средства в другие проекты.
В 1970-е годы Глейзер развернул активную деятельность и стал президентом и исполнительным директором First Allied Corporation. Этот холдинг до сих пор находится во владении его семьи и объединяет компании, работающие в пищевой промышленности, рыболовстве, здравоохранении, недвижимости, нефте- и газоразведке, телерадиовещании. Этот бизнес принес Глейзеру миллиарды долларов.
В 1994 году он пришел в спорт. Клуб НФЛ «Тампа Бэй Баккэнирс» находился на грани банкротства после смерти своего первого владельца Хью Калверхауза. Его сын вынужден был выставить «Тампу» на продажу. Фаворитами в борьбе за приобретение клуба были владельцы бейсбольных «Нью-Йорк Янкиз» и «Балтимор Ориолс» Джордж Стейнбреннер и Питер Анджелос соответственно.
Однако неожиданно для всех уже проживавший к тому времени во Флориде Глейзер перебил их предложения и приобрел «пиратов» за $192 млн, что стало на тот момент самой крупной сделкой в истории спорта.
Для «Баккэнирс» Глейзер сделал немало. Первым его жестом в адрес болельщиков клуба стало решение сохранить команду в Тампе, хотя Анджелос, например, заявлял о намерении перевезти клуб в Балтимор, не имевший на тот момент клуба НФЛ.
На первых порах Глейзер вообще принимал активное участие в жизни клуба. Введя в совет директоров трех из пяти своих сыновей, владелец сам принял решение о назначении на пост главного тренера координатора нападения «Миннесоты» Тони Данджи, ставшего впоследствии культовым главным тренером в американском футболе.
Под управлением семейства Глейзеров «Тампа» стремительно развивалась как клуб и команда. В 2002 году Данджи был уволен после сокрушительного поражения и ушел в «Индианаполис», с которым в будущем выиграет чемпионат. «Пиратов» возглавил Джон Груден и с ходу привел клуб к чемпионству. В Супербоуле-2002 «Баккэнирс» разнесли бывшую команду Грудена «Окленд Рэйдерс», и тот финал окрестили в США «Боулом Пиратов».
Добившись главного успеха в американском футболе, Глейзер обратил свое внимание на футбол европейский и начал потихоньку скупать акции «Манчестер Юнайтед». Его имя всплыло применительно к «красным дьяволам» 26 сентября 2003 года, когда он стал владельцем более 3% акций, о чем обязан был по уставу клуба известить его руководство.
С тех пор Глейзер в течение почти двух лет делал все возможное для скупки ценных бумаг команды и получения контроля над клубом, в чем преуспел, несмотря на противодействие объединения болельщиков «Юнайтед». 22 июня 2005 года Малколм Глейзер получил право изменить статус клуба с открытого акционерного общества на частную компанию, чем и воспользовался, а спустя неделю, завладев 98% акций, смог в принудительном порядке выкупить все остальные.
Приход семейства Глейзеров к управлению МЮ вызвал серьезный конфликт и расколол болельщиков. Объединение фанатов не смогло простить американцам того факта, что £256 млн из £660 млн, затраченных на покупку акций, были обеспечены активами самого клуба и легли на него долгом.
Фанаты создали свой клуб «Юнайтед оф Манчестер», которым управляют до сих пор и который постепенно продвигается по иерархии низших дивизионов английского футбола. В 2010 году ходили слухи, что объединение «Красные рыцари» выкупит у Глейзеров МЮ, но американское семейство наотрез отказалось продавать свой актив.
На данный момент в правлении МЮ состоят все шестеро детей Малкольма Глейзера. Джоэл и Аврам являются сопредседателями совета директоров, а Брайан, Кевин, Эдвард и дочь Дарси являются его членами.
В 2005 году Малкольм Глейзер перенес инсульт, в результате чего у него нарушилась речь и потерялась подвижность правых руки и ноги. Меньше чем через год случился повторный инсульт. С тех пор Глейзер-старший вел уединенный образ жизни, не делая официальных заявлений и не давая интервью. Скончался он в среду в родном Рочестере именно от последствий тех самых инсультов, немного не дожив до своего 86-летия.
На жизни «Манчестер Юнайтед» это событие, правда, отразится вряд ли — дети Глейзера продолжают политику отца и не собираются продавать клуб, который для семейства является скорее серьезным бизнес-активом, нежели средством удовлетворения своих спортивных амбиций.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата Англии по футболу.