Вся спортивная жизнь Луиса Энрике Мартинеса – сплошная борьба. Борьба с обстоятельствами, соперниками, своими и чужими болельщиками и, наконец, борьба с собой. И это при том, что футболистом он был креативным. Однако запомнился испанский хавбек больше не яркими финтами и красивыми голами, а несгибаемым характером, который помогал ему и партнерам выбираться из сложных ситуаций и добиваться результатов.
Луис Энрике является воспитанником клуба «Депортиво» из астурийского местечка Ла-Бранья на севере Испании. Свою профессиональную карьеру талантливый полузащитник начал в главном клубе провинции – хихонском «Спортинге» в 1989 году. Не разглядеть в юном футболисте, способном сыграть на фланге и в центре полузащиты, большой талант было сложно, и уже перед сезоном 1991/92 он в статусе лучшего молодого футболиста года по версии сразу двух изданий примерил белоснежную форму мадридского «Реала».
Карьера в «королевском клубе» у хавбека получилась бурной. За это время он успел по разу выиграть чемпионат и кубок Испании, стать олимпийским чемпионом Барселоны и съездить на чемпионат мира – 1994 в США.
Там в четвертьфинале с ним приключилась история, которую испанские болельщики очень долго не могли простить сборной Италии. В начале второго тайма во время подачи с фланга защитник «скуадры адзурры» Мауро Тассотти ударил в штрафной Луиса Энрике локтем и сломал тому нос. Бригада арбитров во главе с венгром Шандором Пулем эпизод проморгала, и Италия выиграла со счетом 2:1, а Пуль в итоге обслуживал финал мундиаля. Тассотти потом был дисквалифицирован на шесть матчей и больше за национальную сборную не сыграл, хотя испанцам от этого вряд ли стало легче.
Если в том эпизоде вся Испания сопереживала Лучо, то спустя меньше двух лет болельщики «Реала» люто возненавидели своего полузащитника. Луис Энрике в трудный для «сливочных» период не побоялся заявить, что ему очень нравится «Барселона» и ее футбол.
Конец сезона 1995/96 превратился для хавбека в сущий кошмар. Инчас мадридского «Реала» не простили этого заявления и устроили настоящую травлю футболиста, скандируя оскорбительные речовки в его адрес во время матчей и даже тренировок. Не оставляли его в покое и дома, и с Евро 96 из Англии Лучо вернулся уже в качестве футболиста «Барселоны», которая не осталась равнодушной к тому заявлению.
Если руководство сине-гранатовых прониклось словами становившегося свободным агентом футболиста и подписало с ним контракт, то в среде каталонских болельщиков к этому переходу было неоднозначное отношение. Луису Энрике пришлось преодолевать настороженность и даже неприязнь фанатов, для которых мадридское прошлое хавбека было сродни клейму. Однако полузащитник не просто с блеском сделал это, а сумел влюбить в себя всю Каталонию, став за восемь лет карьеры в клубе одной из его легенд и примерив в итоге капитанскую повязку.
За время выступлений в «Барселоне» Лучо выиграл два чемпионата Испании, два национальных кубка и упраздненный ныне Кубок обладателей кубков. Он не раз закрывал на поле проблемные позиции, поиграв не только в полузащите, но и на флангах обороны и на острие атаки, и в 1998 году был признан лучшим футболистом страны.
Его характер помогал команде вытаскивать безнадежные матчи. Еще раз твердость духа Луис Энрике проявил, когда в 2004-м в возрасте 34 лет принял решение о завершении карьеры, понимая, что больше не может быть полезен сине-гранатовым на поле, как раньше.
Следующие четыре года Луис Энрике просто наслаждался жизнью. Впрочем, наслаждение этот человек всегда находил в преодолении себя. Ничего не поменялось и с окончанием карьеры. За четыре года вне футбола Лучо принял участие в четырех марафонах, включая труднейший Марафон песков в Марокко в 2008-м. Попутно он окончил тренерские курсы и был принят в «Барселону» в качестве главного тренера второй команды клуба по рекомендации только пришедшего на пост наставника главной команды своего бывшего одноклубника Пепа Гвардиолы.
После трех лет в «Барселоне Б» Луис Энрике решил двигаться дальше и принял предложение итальянской «Ромы». На Апеннинах у него поначалу все складывалось здорово. Команда под его руководством показывала яркую игру и давала результат, но постепенно все начало разлаживаться, и молодежь, на которую Лучо делал ставку, не вытянула сезон. «Рома» заняла в чемпионате провальное для себя седьмое место и впервые за долгое время не попала в еврокубки, а специалист не только лишился работы в Италии, но и не получил приглашения в ставшую родной «Барсу», которую только покинул Гвардиола. А ведь Луиса Энрике чуть ли не с самого начала прочили в его преемники.
С этим ударом Лучо справился не хуже, чем с тем, что ему нанес в 1994-м Тассотти. Отдохнув годик, Энрике получил предложение от «Сельты», завершившей предыдущий сезон на 17-м месте – сразу над зоной вылета. За год команда из Виго преобразилась и финишировала на девятой строчке, набрав столько же очков, сколько расположившаяся выше «Валенсия».
<4>В Виго мечтали, чтобы наставник остался в команде, но теперь уже и руководство «Барселоны», разочарованное сезоном с Мартино во главе, обратило свой взор в сторону Лучо.
Луис Энрике договаривается с руководством «Сельты» о расторжении контракта и принимает бразды правления в главном клубе Каталонии. После года управления мягким Мартино, с которым сине-гранатовые не сумели выиграть ни чемпионат, ни кубок, ни Лигу чемпионов, команде необходима жесткая рука. «Барселоне» нужен характер. У Луиса Энрике его с избытком. А еще он уже зарекомендовавший себя специалист. И свой. Лучо знает принципы клубной философии, что, безусловно, важно для каталонцев. Будет ли этого достаточно для успеха в «Барсе»? На это, как и на все другие вопросы, конечно, ответит время. Это уже куда более искушенный специалист по сравнению с римским периодом, и в его провал в «Барселоне» не верится. Или просто не хочется верить…
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице испанского футбола.