В автоспорте помимо вещей разумных и логичных есть немало примечательных, а иногда и забавных традиций, которые сложились случайно, как бы сами собой. Взять хотя бы обливание шампанским (которым гонщики увлеклись лишь в середине шестидесятых годов с подачи выигравших «24 часа Ле-Мана» пилотов команды Ford) – казалось бы, в чем смысл разбрызгивать драгоценный напиток, который после финиша вполне можно полноценно продегустировать?
Еще одна такая традиция – называть «кузовные» чемпионаты (те, автомобили для которых созданы на базе серийных машин) комбинацией из четырех букв. Чемпионат мира носит имя WTCC, британское первенство – BTCC, шведское – STCC… Россия не осталась в стороне от этой тенденции: больше 10 лет на трассах нашей страны проводился «кузовной» турнир RTCC. Перед началом этого сезона в связи со сменой компании-организатора у соревнований появилась новое имя – и снова состоящее из четырех согласных: РСКГ — Российская серия кольцевых гонок.
Кстати, новым промоутером турнира стала компания SMP Racing. Она известна целым рядом автоспортивных проектов (самый масштабный из которых – участие Михаила Алешина в серии Indycar), но пока ареной для этих проектов становились главным образом зарубежные трассы.
По мысли руководителей SMP Racing, именно развитие национального кольцевого чемпионата обеспечит регулярное появление российских пилотов среди главных действующих лиц мирового автоспорта.
Раз чемпионат «кузовной», значит на трассах болельщики наблюдают за автомобилями тех же марок и моделей, которые могут увидеть на обычных дорогах. Если с формул или спортпрототипов удалить их «боевую раскраску», далеко не каждый болельщик сможет определить, какой команде принадлежит та или иная машина. С «кузовами» же все просто: любой автолюбитель без труда опознает машины марок BMW, Seat, Ford, Honda, Volkswagen… Перечислены они не для красного словца: автомобили этих марок выйдут на старт гонок РСКГ. А одним из наиболее ярких новичков этого сезона должен стать гоночный «кореец» Kia Rio. И само собой, российский кольцевой турнир не может обойтись без отечественных «кузовов».
Всего в РСКГ принимают участие машины четырех классов. Самый быстрый, дорогой и престижный – «Туринг»: при мощности моторов в 250–280 л.с. автомобили разгоняются до сотни примерно за пять секунд, а максимальная их скорость может составить больше 250 км/ч. Один из претендентов на победу в этой категории – «долгожитель» российского кольца, команда Lukoil Racing Team Lada, чьи пилоты выступают на гоночных автомобилях Lada Granta. Один их этих пилотов – многоопытный Алексей Дудукало, среди достижений которого подиум в одной из гонок чемпионата мира WTCC. Неудивительно, что в прошлом году из четырех побед, добытых пилотами Lukoil Racing Team Lada, Дудукало одержал три.
Впрочем завоевать чемпионский титул пилотам за рулем Granta пока не удается: уж слишком хорош у автомобиля «аппетит» на покрышки. На пике формы резине удается проработать три-четыре круга. Хорошо, если за это время гонщику удалось вырваться в лидеры и создать между собой и соперниками небольшой зазор – есть надежда, что за оставшиеся до финиша круги удастся отбить все атаки. Если же нет, то из-за быстрого износа гонщики Lukoil Racing чаще всего проигрывали очную борьбу конкурентам.
Главным образом – конкурентам, выступающим за рулем BMW третьей серии. В чемпионате мира этот автомобиль уже даже не на вторых, а на третьих ролях (после того как гоночное отделение баварской марки потеряло к WTCC интерес), а в России «трешка» по-прежнему остается оружием победы. В этом году машины баварской марки выведут на старт минимум пять пилотов, причем все пятеро будут представлять одну и ту же команду – столичный коллектив AMG Motorsport. Фаворитом сезона является Михаил Грачев, выигравший чемпионат в предыдущем году.
Сражавшийся с омичом Олег Петриков не сможет взять реванш, так как ушел на повышение – стал руководителем всей серии РСКГ. Так что главный вопрос накануне старта сезона – удалось ли инженерам Lukoil Racing Team Lada научить свои машины относиться к резине более гуманно?
Если в самом престижном классе отечественная техника бросает вызов немецкой, то в самой доступной категории – с точностью до наоборот. Не зря в свое время самый дешевый класс получил имя «Национальный»: к старту допускались только автомобили, собранные на российских заводах. Точнее, на российском заводе: сначала пелотон состоял исключительно из гоночных «десяток», потом гонщики один за другим стали пересаживаться на автомобили модели Kalina.
Однако со временем в разных российских городах стали появляться заводы, принадлежащие крупнейшим мировым концернам. И «сделанными в России» оказались автомобили десятка разных марок. Неудивительно, что достаточно быстро появились энтузиасты, готовые бросить вызов доминированию тольяттинской марки. Такими стали московская команда B-Tuning и столичная «Академия ралли», которые подготовили к дебюту сразу четыре седана Volkswagen Polo (такие машины собираются на заводе немецкого концерна в Калуге). Причем речь идет о соперничестве как на гоночной трассе, так и на рынке гоночных автомобилей: если немецкий автомобиль окажется быстрее и надежнее российского, многие пилоты наверняка задумаются о том, чтобы сменить ранее безальтернативную «Калину» на седан калужского производства.
Впрочем, организаторы проекта заявляют, что их главная цель – не зарабатывать деньги, а обеспечить начинающих гонщиков доступным и надежным автомобилем для обучения и первых шагов в профессиональных гонках.
Кстати, среди четырех пилотов, выступающих на седанах немецкой марки, будет и «народный пилот». «Академия Ралли» заполнила одну из вакансий пилота по результатам конкурса, в котором смог принять участие любой желающий – для этого было достаточно снять о себе видеоролик, а потом оказаться быстрее остальных финалистов во время заездов на время на гоночной трассе. Победитель, москвич Максим Белоцкий, ранее не раз добивался успеха в любительских соревнованиях , но о профессиональной карьере даже не задумывался. Не исключено, что первые пять этапов РСКГ (пока Максиму гарантировано участие только в них) станет решающим толчком для такой карьеры.
Ареной для борьбы лучших российских кольцевиков станут лучшие гоночные трассы европейской части России. Причем в начале июня участники РСКГ выступят на Moscow Raceway под Волоколамском в рамках этапа чемпионата мира WTCC. Кстати, только на эту гонку болельщикам придется покупать билеты; на остальных этапах доступ на трибуны будет для зрителей бесплатным.
Включая и первый этап, который состоится на трассе в Дорогобуже в эти выходные. В субботу заезды начнутся в 11.00 с тренировок, после которых пройдет квалификация. В воскресенье старт первой из четырех гонок дня будет дан также в 11.00. Схему проезда на Смоленское кольцо можно найти на сайте трассы.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.