— Господин Ананд, не надоело ли вам еще играть матчи на первенство мира?
Экс-чемпион на мгновение замешкался, произнес в растяжку: «Well…», словно готовился к долгой обтекаемой фразе, а потом широко улыбнулся и ответил коротко и ясно: «Нет!» На этой жизнеутверждающей ноте завершилась последняя пресс-конференция субботнего вечера в столице Югры.
Сделав в 13-м туре ничью черными с Сергеем Карякиным, Вишванатан Ананд стал недосягаем для соперников.
Однако ничья эта далась индийскому гроссмейстеру в тяжелой борьбе. Тренерский штаб Карякина на этом турнире возглавляет экс-чемпион мира Рустам Касымжанов, который в 2008–2012 годах был секундантом Ананда. Наверняка Рустам помог своему новому подопечному выработать правильную стратегию на важнейшую партию — в случае победы у Сергея появлялись реальные шансы на первое место. И дело не в каких-то дебютных секретах Ананда, известных Касымжанову (Карякин как раз избрал весьма непритязательную линию, с прицелом на самостоятельную игру с первых ходов), а в верном психологическом настрое, выборе самого неприятного для соперника характера борьбы. И тут Сергей угадал, как говорится, на все сто.
Столкнувшись с редким дебютным вариантом, Ананд отреагировал в своем обычном стиле: пожертвовал пешку за инициативу. Этот подход позволил ему в Ханты-Мансийске уверенно сделать ничьи черными с такими могучими теоретиками, как Топалов, Аронян и Крамник. С Карякиным он проделал тот же «фокус», и поначалу казалось, что вскоре черные опять зафиксируют ничью с позиции силы. Однако Ананду все время не хватало самой малости, какого-то несчастного полутемпа: российскому гроссмейстеру удалось сохранить хоть и слабенькую, но лишнюю пешку, а потом обменять ее в одном «лоте» с ладьей на две легкие фигуры противника. Похоже, близость цели заставляла Ананда нервничать, он допускал одну неточность за другой. Однако в тот момент, когда шансы белых на выигрыш стали более чем весомы, пришла очередь ошибаться Сергея. Он рассчитал длинный форсированный вариант с переходом в пешечное окончание с лишней пешкой, но упустил при этом важный нюанс, и при ближайшем рассмотрении оказалось, что черные могут построить ничейную крепость.
Увы, никаких других конструктивных идей у белых уже не было, и после 40-ходового хождения туда-сюда (в надежде на ошибку противника, которой не последовало) Карякин предложил ничью. И первым поздравил Виши Ананда с победой в турнире.
Ваш корреспондент поинтересовался у экс-чемпиона мира, действительно ли он до последнего раздумывал, играть или не играть в отборе, или его интервью индийской прессе были «военной хитростью». Что побудило его все-таки выйти на старт? Ананд признался, что его заявление для прессы было не вполне удачным:
— Мне требовалось время для того, чтобы все хорошенько обдумать. Я считал, мне надо включаться в отбор лишь в том случае, если появится твердое убеждение, что я смогу бороться за первое место. Но мне, конечно, следовало поступить иначе: сразу подтвердить свое участие, а если бы внутренней уверенности не нашлось, то извиниться и выйти из розыгрыша. А что меня подтолкнуло выйти на старт? В декабре прошлого года мы с Владимиром Крамником играли на турнире в Лондоне. Он меня там, кстати, обыграл, но это неважно. В один из дней он проиграл обидную партию Накамуре, и я позвонил Владу, предложил вместе поужинать: хотелось его поддержать. А вышло так, что Владимир стал поддерживать меня, убеждать, что я напрасно отказываюсь от турнира претендентов. Вскоре после этого я окончательно решил, что надо играть!
Так Крамник помог своему давнему товарищу по оружию вновь включиться в борьбу за первенство мира. Новый матч Карлсен — Ананд должен состояться в ноябре нынешнего года.
Вот только место его проведения пока не определено; ФИДЕ давно объявила тендер, но желающих организовать поединок пока не нашлось. Сейчас срок подачи заявок продлен до конца апреля. Матч-2013, напомним, состоялся в Индии. Может быть, теперь Норвегия, переживающая шахматный бум, проявит интерес? Или им хватит Всемирной шахматной олимпиады, которая состоится в августе в Тромсё?
Владимир Крамник, дельный и своевременный совет которого так помог Ананду, в 13-м туре встречался со своим недругом Веселином Топаловым и, понятное дело, очень хотел взять реванш за поражение в первом круге. Партия получилась очень боевой, напряженной; оба соперника принимали блестящие решения и в то же время допускали грубые ошибки.
На выходе из дебюта игравший черными Топалов мог пойти на форсированный вариант, где дело заканчивалось ничьей повторением ходов. Он видел эту возможность, однако решил сыграть на победу. На следующем отрезке партии больше преуспел Крамник, создавший опасные угрозы на королевском фланге. Болгарский гроссмейстер ловко защитился и вынудил белые фигуры отступить, однако переоценил свои шансы, после чего инициатива вернулась к белым. Соперникам приходилось считать множество сложнейших вариантов, а при таком характере игры помарки неизбежны: люди устают, просчитываются. Буквально за шаг до цели Крамник грубо ошибся и дал сопернику неожиданный шанс на спасение, но Топалов им не воспользовался.
Как и в первом круге, экс-чемпионы мира провели две раздельные пресс-конференции для журналистов. Не было и традиционного рукопожатия ни до, ни после партии.
Ближайший преследователь лидера армянский гроссмейстер Левон Аронян играл черными с Дмитрием Андрейкиным. Россиянин избрал свой любимый дебют Тромповского, Левон оказался к этому готов и применил новую идею, которая позволила ему достаточно быстро уравнять игру. Однако по турнирному положению ему необходимо было играть на победу, а возникшая примерно равная позиция к этому не располагала. Левон все же рискнул обострить игру, на что Дмитрий отреагировал блестяще: предложил неожиданную позиционную жертву качества. Аронян ее отклонил, но и при другом продолжении его позиция стала быстро ухудшаться. Далее последовал обмен неточностями: вначале Андрейкин упустил почти весь перевес, потом грубо ошибся Аронян.
Последние ходы армянский гроссмейстер делал в сильном цейтноте, и таким его автор этих строк, честно говоря, еще не видел: Левон изо всех сил бил по часам, а когда контроль оказался пройден, долго и сокрушенно качал головой. Увы, талантливейший гроссмейстер и очень приятный человек провалил еще один отборочный цикл…
Наименее содержательной оказалась партия Петра Свидлера и Шахрияра Мамедьярова. Соперники разыграли длинный теоретический вариант, бывший в моде лет 15, а то и 20 назад. Шах позднее признался, что подзабыл свои дебютные анализы, но и Петр, как показалось, что-то напутал: белые смогли добиться лишь минимального перевеса, хотя при другом продолжении компьютер сулил им солидный перевес. Мамедьяров аккуратно защищался и сделал ничью в ладейном эндшпиле.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице шахмат.