Туры в Ханты-Мансийске, как и на большинстве крупных соревнований, начинаются в три часа дня по местному времени. Шахматисты могут хорошенько выспаться, не спеша пообедать и отправиться на игру. Прием пищи у гроссмейстеров — процесс творческий, каждый подходит к нему по-своему. Кто-то перекусывает у себя в номере, кто-то вообще предпочитает играть голодным.
Те, кто приходит на обед в ресторан гостиницы «Тарей», обычно одеты по-домашнему. Подкрепившись, игроки переодеваются и направляются в Югорскую шахматную академию. Виши Ананд неизменно следует своему ритуалу: приходит на обед в начале второго уже при полном параде и вместе со своим секундантом Сандипаном Чандой занимает один и тот же столик.
В день 12-го тура Ананд выглядел особенно торжественно — черные брюки, белая рубашка — и даже согласился немного подождать, пока официанты подготовят «счастливый» столик. По всему было видно, что Ананд настроен серьезно.
Накануне во время совместной пресс-конференции Виши Ананда и Владимира Крамника один из журналистов процитировал появившиеся в Иинтернете полуфантастические расклады, при которых первое место может ускользнуть из рук индийского гроссмейстера, и поинтересовался у Ананда, что он об этом думает.
Пока журналист по-русски формулировал вопрос, Крамник повернулся к товарищу по оружию и с улыбкой произнес по-английски: «О, классный вопрос! Тебе понравится!» Дослушав перевод, Виши рассмеялся: «Вы рассказываете мне какой-то сценарий ночного кошмара, а я тут, к счастью, сплю спокойно!» Однако он не стал пускать дело на самотек, а постарался сразу взять быка за рога.
В 12-м туре экс-чемпион мира играл белыми с Дмитрием Андрейкиным. Защита Каро-Канн долго имела репутацию прочного, но пассивного выбора черных. А в последнее время стала обоюдоострым оружием, конечно, в том случае, если белые готовы идти на самые актуальные варианты. Ананд такую готовность продемонстрировал. Соперники увели королей на разные фланги и начали наперегонки атаковать друг друга. Андрейкин допустил несколько неточностей на выходе из дебюта, а в критический момент не решился отдать двух коней за ладью и пешку, получая взамен контригру, и перешел в глухую оборону.
Центральная пешка белых тут же двинулась вперед, разрезая доску, словно могучий ледокол, и буквально через два-три хода положение черных стало безнадежным: компьютер давал совершенно неутешительную для рязанского гроссмейстера оценку.
Но люди не машины. Когда цель была уже совсем близка, Ананд заволновался, решил сыграть понадежнее и позволил дьявольски изворотливому сопернику завязать осложнения. Дмитрий отдал коня, заставив белого короля совершить небольшую прогулку в центр доски. Ананд пару раз повторил позицию, чтобы выиграть время на обдумывание, а потом решил отказаться от дальнейшего риска и согласился на ничью. Счастливый исход для Андрейкина и большое разочарование для Ананда. А может, не слишком большое: все потенциальные конкуренты в этот день тоже сыграли вничью, и Ананд сохранил комфортный отрыв.
Чтобы де-юре оформить путевку на матч-реванш с Карлсеном, ему осталось сделать одну ничью в двух оставшихся партиях. А де-факто эта путевка давно уже лежит у него в кармане.
На пресс-конференции Ананд рассказал, что партия отняла у него много сил, он чувствовал утомление и потому после контроля согласился на ничью. Ваш корреспондент поинтересовался, почему Виши временно прервал обдумывание 41-го хода и подошел к столику Мамедьярова с Карякиным, где российский гроссмейстер попал в жестокий цейтнот.
Ананд рассмеялся: «Я видел, что у них дрожали руки, и захотел посмотреть, что же там происходит!» Убедившись, что эта партия почти наверняка завершится вничью, экс-чемпион мира и сам не стал ломать копья. Можно не сомневаться: если бы Шах или Сергей имели шансы на победу, Ананд бы так просто Андрейкина не отпустил.
А первой в этот день завершилась партия между Веселином Топаловым и Петром Свидлером. Чемпион России не слишком удачно разыграл дебют и угодил в позиционные тиски, которые потихоньку сжимались.
Петр, по его словам, в этот день допустил слишком много просмотров и, к сожалению, проиграл «в одни ворота».
Левон Аронян и Владимир Крамник разыграли карлсбадский вариант ферзевого гамбита, который уже полтора столетия имеет репутацию исключительно солидной защиты за черных. Крамник уверенно добился равенства, а когда соперник затеял рискованный прорыв в центре, мог побороться за перевес, но предпочел синицу в руке.
Экс-чемпион мира признался журналистам:
«Настроение у меня уже, конечно, чемоданное, поскольку в турнире претендентов интересовало только первое место. Любое другое место, призы и т.п. не имеют особого значения.
Но я профессионал: когда сажусь за доску, то стараюсь отбросить все посторонние мысли и просто играть в шахматы».
Весьма увлекательно протекала партия Шахрияра Мамедьярова и Сергея Карякина, в которой, как мы уже рассказали, российский гроссмейстер попал в страшный цейтнот: он должен был за 30 секунд успеть сделать 10 ходов. Напомним, что год назад в Лондоне Василий Иванчук просрочил время целых пять раз! В Ханты-Мансийске пока что просрочек не было, но цейтнотные шоу уже случались.
Карякин нерационально расходовал время в дебюте и миттельшпиле, но на висячем флажке отбросил все сомнения и стал играть просто блестяще: в сложнейшей позиции находил наилучшие ходы. А на Шахрияра цейтнот соперника подействовал не лучшим образом. Он тоже стал играть «рукой», хотя мог задуматься и поставить перед черными гораздо более сложные проблемы. В результате дело закончилось ладейным эндшпилем с лишней пешкой у черных, реализовать которую, однако, оказалось невозможно.
В пятницу, 28 марта, на турнире последний выходной день, а потом — заключительные два тура.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице шахмат.