Московский гроссмейстер Александр Грищук, когда его перед стартом попросили оценить сильные и слабые стороны участников турнира претендентов, ответил уклончиво: «Вряд ли здесь от меня можно ожидать каких-либо откровений: все-таки со всеми из них я регулярно играю».
Однако добавил: «Единственное, что могу отметить, это слабую дебютную подготовку Крамника, особенно при игре черным цветом».
Многие, и ваш корреспондент в том числе, посчитали, что Саша просто пошутил: он остроумный человек, а юмор у него своеобразный. Но когда во время одной из первых пресс-конференций в Ханты-Мансийске мнение Грищука донесли до самого Крамника, тот отнесся к словам своего коллеги по сборной гораздо серьезнее: «Не во всем я согласен с Грищуком, но в чем-то, наверное, он прав».
А потом были «черные» партии Крамника со Свидлером и Топаловым, которые развивались по схожему сценарию: в дебюте белые рано уходили с основных теоретических путей (резонно полагая, что как раз там у Владимира «все записано»), предлагая поскорее начать самостоятельную игру. И оба раза Крамник очень быстро получал плохие позиции; правда, пол-очка в двух партиях он сумел спасти.
Сергей Карякин и его тренерский штаб сделали правильные выводы: в девятом туре Сергей избрал против Владимира весьма непритязательное продолжение и – попал в яблочко.
Черные отреагировали крайне неудачно и уже к десятому ходу остались без пешки в плохой позиции. Крамник не сумел объяснить причины зевка и лишь пожал плечами: «В общем, партии сегодня не было...»
Честно говоря, стадию реализации молодой москвич провел неубедительно и позволил сопернику серьезно затянуть сопротивление. Владимир отдал и вторую пешку, и третью, но сумел создать неплохую контригру. Все же, когда дым рассеялся и на доске возникла техническая позиция, Сергей успокоился: наметил верный план, аккуратно посчитал варианты и довел партию до победы.
Итак, Карякин одержал вторую победу подряд и заметно улучшил как свое турнирное положение, так и настроение. Сумеет ли он броситься в погоню за Виши Анандом и Левоном Ароняном? Отрыв большой, а туров осталось мало, однако с обоими лидерами ему еще предстоит встретиться – в предпоследнем и последнем турах. С Анандом Карякин сыграет белыми, а с Ароняном черными.
Тем временем индийский гроссмейстер упрочил свое лидирующее положение, обыграв белыми Веселина Топалова. Острая сицилианская баталия в руках Кудесника из Мадраса уже к двадцатому ходу утратила почти всю свою остроту и превратилась в техническую позицию с небольшим, но устойчивым перевесом у белых. Прошло еще несколько ходов, и Топалов, пытаясь освободиться из медленно сжимавшихся тисков, допустил грубую ошибку. Черные угодили в цугцванг, проиграли пешку, а потом и партию.
Интересная дебютная дуэль завязалась в партии Мамедьяров – Аронян. Черные применили остроумную новинку и захватили инициативу, однако Мамедьяров не растерялся и нашел противоядие.
– Конечно, я был озадачен, поскольку Левон играл по подготовке, — заметил Мамедьяров. — Но я, можно сказать, все время делал единственные ходы. Когда нашел жертву качества, то очень обрадовался. Наверняка компьютер после этого дает перевес черным, поскольку у них материальный перевес, но я же человек; я оценивал позицию как неясную. Да, сегодня я играл очень рискованно, но что оставалось делать? У меня было «минус один», и я просто хотел сыграть интересную партию.
Левон Аронян был самокритичен:
– Всю партию я что-то зевал. Подобные несбалансированные позиции, думаю, в моем стиле, но сегодня я недооценил сложность проблем, которые стояли перед черными. Однако я не считаю, что турнирная интрига уже исчерпана: мне кажется, половина участников еще может побороться за первое место. Надо продолжать играть и искать свои шансы!
Единственная ничейная партия Андрейкин – Свидлер протекала достаточно спокойно. Черные уверенно решили дебютные проблемы и даже захватили инициативу, однако Андрейкин аккуратно защитился.
– Меня просили сыграть скучную партию; ну вот, пожалуйста! – сказал Свидлер. — Правда, сам не могу объяснить свое решение: изначально планировал сыграть систему Паульсена, а за доской решил избрать Найдорфа.
Дмитрий Андрейкин в свою очередь добавил, что у него при подготовке случился «небольшой конфуз»: «Совсем день не задался, не с той ноги встал. Хорошо, что завтра выходной».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице шахмат.