«Теперь все поклонники «королевских гонок» знают не только место и дату, но и точное время начала самого ожидаемого автоспортивного события 2014 года», — заявил промоутер Гран-при России Олег Забара. Напомним, что сочинский этап дебютирует в календаре «Формулы-1». Ранее никогда гонки «большого цирка» не проходили на российской земле. «Газета.Ru» вспоминает другие этапы, появившиеся в календаре за последнее десятилетие.
Гран-при Бахрейна (2004–2010, 2012— …)
Так получилось, что в последние годы «Формула-1» прирастала исключительно Азией. Процесс этот был запущен еще в 1999 году, когда «королевские гонки» приняла Малайзия. В сезоне-2004 болельщики сразу двух азиатских стран впервые услышали характерный рев дорогущих моторов. Речь о Китае и Бахрейне. Очень весомой причиной «восточного пути» «Формулы-1» является запрет на рекламу табака в Европе.
Строительство автодрома «Сахир» в Бахрейне было начато в 2002 году и «съело» $150 млн. К 2004 году трасса была полностью готова. В том же году впервые состоялось Гран-при Бахрейна, победу в котором одержал Михаэль Шумахер. Больше всего викторий на местной трассе познал Фернандо Алонсо — три. Многие гонщики жалуются на песок, который постоянно присутствует на трассе, несмотря на то что близлежащие дюны перед гонками обрабатывают специальным клейким составом.
Этап в Бахрейне один раз пришлось отменить. Было это в 2011 году. Тогда весь Ближний Восток вышел на улицы, приветствуя наступление «арабской весны». Беспорядки в стране помешали организаторам провести Гран-при.
Поначалу его хотели перенести на более поздний срок, но затем и вовсе отменили. Впоследствии этап не раз омрачался антиправительственными демонстрациями мусульман-шиитов и столкновениями с полицией.
Гран-при Турции (2005–2011)
Этап «Формулы-1» Турция впервые приняла в 2005 году. Причем автодром «Истанбул Парк» был построен буквально за год. Работы на объекте шли почти круглосуточно, а потрачено было $230 млн, что почти на 100 млн больше, чем в Бахрейне.
Зато трасса была создана отменная. Общая вместимость автодрома превышает 150 тыс. зрителей, объект и на сегодняшний день является одним из самых современных в мире. Болиды здесь могут развивать скорость до 320 км/ч, при этом попасть в серьезную аварию практически невозможно.
Несмотря на все преимущества, Гран-при Турции с 2012 года не проводится. Контракт «Формулы-1» с турецкими организаторами подошел к концу, а продлевать его FIA не захотела. Причина в низком интересе местной публики к гонкам серии, что делало этап убыточным.
Гран-при Сингапура (2008 — …)
Формально Гран-при в Сингапуре проводился еще с 1961 по 1973 год, но тогда этап не входил в календарь «больших призов», а после ряда смертельных случаев Сингапур надолго забыл о дорогих болидах и звездных гонщиках. В 2008 году местные любители автоспорта смогли наконец вновь порадоваться: «королевские гонки» вернулись в город.
Изюминкой является его проведение в ночное время суток при искусственном освещении. Недаром девизом Гран-при является слоган «Светло как днем».
Также Сингапур стал первым городским этапом в Азии. Интересно, что часть автодрома «Марина Бей» проходит через уникальный плавучий стадион вместимостью 30 тыс. зрителей. Остальная часть трассы проложена прямо в черте города.
Гран-при Абу-Даби (2009 — …)
Гран-при в ОАЭ проводится буквально несколько лет, зато «нашпигован» необычными элементами. Начнем с того, что автодром «Яс Марина» построен на искусственном острове Яс, стоимость создания которого — $36 млрд. Интересно, что гонки этапа начинаются днем при естественном освещении, а завершаются уже в темное время суток при свете искусственном.
Рядом с трассой возведен пятизвездный отель, который во время финиша гонщиков подсвечивается в цвета клетчатого флага. Трибуны автодрома вместимостью 55 тыс. зрителей полностью крытые. Кстати, все три Гран-при Абу-Даби принесли победу Себастьяну Феттелю.
Корея (2010 — …)
Продолжая свое путешествие по Азии, в 2010 году «Формула-1» впервые добралась до Южной Кореи. Идея проведения этапа «королевских гонок» в этой стране появилась еще в конце 90-х. В 2003 году стороны подписали договор о намерениях, а еще через три года завизировали соглашение, согласно которому этап в Корее «прописался» вплоть до 2016 года с возможностью продления еще на пять лет. Началось строительство трассы.
Объект представляет собой не просто автодром, но целый развлекательный комплекс с парками, ресторанами, пристанью для яхт.
К тому же Международный автодром Кореи располагается в живописной местности близ буддийского храма Тогапса, гор Вольчхульпсан и древней деревни Курим. Что касается непосредственно гоночной части, то болиды двигаются по корейской трассе против часовой стрелки и могут развивать скорость более 300 км/ч.
После Гран-при Кореи 2012 года автодром был немного переделан. Из соображений безопасности перенесли пит-лейн.
Индия (2011–2013)
Информация о дебюте индийской трассы в «большом цирке» появилась в январе 2007 года, когда глава «королевских гонок» Берни Экклстоун заявил, что первый этап в стране Будды состоится через пару лет. В итоге дебют пришлось несколько раз переносить. Кстати, автодром, располагающийся неподалеку от столицы Индии Дели, носит имя Будды.
В строительстве объекта принимали участие гонщики «Формулы», давшие ценные указания относительно трассы. В итоге получился очень интересный автодром с большим перепадом высот и гладким асфальтом. Длина круга — более 5 км. К сожалению, в следующем сезоне Гран-при Индии не состоится: у организаторов возникли финансовые проблемы. К тому же местные болельщики предпочитают автогонкам крикет и хоккей на траве. Впрочем, уже в следующем сезоне индийский этап может вернуться в календарь.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице автоспорта.