В понедельник завершился первый круг чемпионата России по футболу. «Спартак» закончил его на третьей строчке. Вратарь красно-белых Артем Ребров только в сентябре восстановился после продолжительной травмы, но уже успел сыграть в кубковом матче в Ярославле против «Шинника». Накануне старта второго круга мы пообщались с голкипером москвичей.
— Артем, как оцениваете выступление «Спартака» в первом круге чемпионата России?
— Считаю, что мы выполнили задачу-минимум, но, конечно, хотелось бы выступить удачнее.
За первый круг поставил бы твердую «тройку», но сейчас все в наших руках. В ближайшем туре нам играть против «Зенита», и в случае победы отрыв от питерцев сократится до трех очков.
— Шесть очков отставания от команды из Санкт-Петербурга — много или мало?
— Не надо об этом думать, нужно выходить на поле и побеждать. И в прошлом году, и в позапрошлом были похожие ситуации. Казалось, мы только приблизимся, вот-вот настигнем соперника, а потом — раз, и отрыв увеличивается. Поэтому очень важно не допустить прошлых ошибок и как можно быстрее сократить отрыв «Зенита».
— Вы недавно восстановились после продолжительной травмы. Теперь все в порядке?
— Да, слава богу. Работаю на 100%, готовлюсь к играм. Поначалу было тяжело: одно дело заниматься в тренажерном зале, а другое — в общей группе. Но я втянулся, и уже все в порядке. Чувствую себя хорошо, колено не беспокоит.
— Вы за карьеру поиграли во многих клубах разного калибра, совершили несколько переходов. Психологически тяжело пришлось?
— Любой состоявшийся футболист должен пройти подобное. Я говорю за себя, но все изменения в карьере делали меня только сильнее. Даже когда совершал шаг назад, не сдавался и впоследствии делал два шага вперед.
Понятно, болтаться из одной команды в другую тяжело, нет уверенности в завтрашнем дне.
У меня только в «Сатурне» и в «Спартаке» была стабильность. Но считаю, что все переходы только помогли мне стать сильнее.
— Как поступило предложение от красно-белых? Оно вас удивило?
— Если честно, поначалу воспринял это как шутку. Не скажу, что не верил в свои силы, но приглашение из стана «Спартака» меня насторожило. Потом позвонил тренер вратарей Валерий Клейменов, и я понял, что все серьезно. Конечно, мне хотелось попасть именно в «Спартак», попробовать свои силы в этом клубе. И тогда, и сейчас считаю, что в такую команду два раза звать не будут. Можно быть первым парнем на селе, а можно рискнуть и постараться пробиться в топ-клуб. Я выбрал второй вариант и ни разу не пожалел об этом.
— Встретили вас в «Спартаке» хорошо?
— Понимаете, многие футболисты, приходя в ту или иную команду, воспринимают это как работу. Им этот клуб может быть вообще «до лампочки». Мне же было не так просто, потому что с раннего детства болел за «Спартак». Понимал, куда иду. Коллектив меня встретил очень дружелюбно, и благодаря обстановке я легко влился.
Возможно, помог опыт, ведь я пришел не в юном возрасте, а уже как состоявшийся футболист, повидавший провинцию и разные команды. И моя адаптация прошла очень гладко.
— Были готовы конкурировать за место в воротах и ждать своего шанса?
— Естественно, я понимал, что есть Андрей Дикань, который на тот момент находился на самом пике. Был Николай Заболотный, игравший за молодежную сборную. Поэтому я прекрасно понимал, что даже место второго голкипера мне не гарантировано. Но я был готов работать и ждать своего шанса.
— И шанс представился.
--Да, к сожалению, из-за травмы Андрея. За минуту до повреждения Диканя я и не думал, что выйду на поле, а тут целый отрезок в основе провел. Хотя психологически я был к этому готов. Не скажу, что произвел фурор, но несколько игр провел на неплохом уровне.
— После этого пришел Унаи Эмери, восстановился Дикань, и вы опять сели на лавку. Причина в тренере или в Андрее?
— Думаю, тут и то и другое. Новый наставник, плюс еще Сергей Песьяков вернулся из аренды. В команде находилось четыре голкипера: Дикань, Заболотный, Песьяков и я.
Не думаю, что испанец смотрел на былые заслуги. Видимо, в период сборов Андрей проявил себя лучше других, поэтому и занял место в воротах.
— Сергея Песьякова критикуют все кому не лень. Вы поддерживает Сергея?
— В нашем маленьком вратарском коллективе мы все стараемся создать комфортную атмосферу. Чтобы каждый чувствовал себя одинаково хорошо, и неважно, играешь ты или нет. Серега ошибся сейчас, завтра я, послезавтра Антон Митрюшкин. Приходя на тренировку, никто не будет смотреть косо. Наоборот, все подбадривают друг друга, шутят, и никто не станет припоминать оплошность, критиковать. Тренер разберет ошибки, но не напихает, а подскажет. Поэтому никто не чувствует себя ущемленным.
— Кстати о Митрюшкине. Какое он производит впечатление?
— Антон тренируется вместе с нами, и мы общаемся. Видно, что он хороший парень. Что касается футбольных навыков, то технически он подготовлен хорошо. А вот станет ли он новым Акинфеевым — вопрос не ко мне, а к тренерскому штабу.
— В последнее время Андрей Дикань не попадает в заявки на матчи, а болельщики его видят только в Сокольниках с семьей на хоккее. Что с ним?
— Да нет, он не только на хоккей ходит. Недавно была забавная история. Андрей после хоккея приехал в Черкизово на наш матч. А в интернете написали, что он был только в Сокольниках, а на футбол не ходил. Я сам видел его на игре, ему там болельщики приз вручали в перерыве. У него все в порядке, он с нами работает, но, видимо, тренер решил не включать его в заявку. С ним же отдельная история: легионер не легионер, но его роль в команде по-прежнему огромна.
— Кстати, как вы относитесь к лимиту на легионеров?
— Считаю, играть должен сильнейший.
Но с другой стороны, такие ограничения нужны для роста российских ребят. Причем не искусственно, давая им поблажки. Получается палка о двух концах.
— В прошлом году вы дебютировали в Лиге чемпионов. Почувствовали, что это другой уровень?
— Конечно! Сейчас эмоции поутихли, но для меня и для всей моей семьи это стало большим событием. Надеюсь, еще удастся сыграть в главном клубном турнире Европы.
— Расстроились, что не приняли участие в матче против «Барселоны» из-за травмы?
— Да, накануне получил повреждение во встрече с «Волгой». Конечно, хотелось выйти на поле против каталонцев. Полный стадион, болельщики подготовили красочный перфоманс, но сидя на трибуне переживал не меньше.
— Перед той травмой вы попали в расширенный список сборной России, но в итоге не получили вызов. Есть обида на Фабио Капелло или ждете еще одного шанса?
— Я прекрасно понимаю, что для вызова в национальную команду надо иметь постоянную игровую практику в клубе. Поэтому сначала нужно дождаться своего шанса в «Спартаке».
— На кубковый матч вы вышли в стартовом составе. Какие эмоции испытали от возвращения на стадион «Шинник»?
— Мне было очень приятно вернуться в Ярославль. На арену, где я играл. Увидел людей, с кем довелось поработать. Когда проезжал мимо дома, в котором мы жили с семьей, нахлынули эмоции. Накануне матча думал: если буду играть, то надо абстрагироваться от этого, ведь это не идет на пользу, а только мешает. Но могу сказать, что у меня о Ярославле, «Шиннике» и людях из команды остались только положительные воспоминания.
— Но встреча запомнится другим. Как, по вашему мнению, надо бороться с провокаторами на трибунах?
— Знал бы ответ — сидел бы сейчас в кабинете и принимал решения, а не в воротах играл. Но что-то делать с этим надо. Потому что прошедшая игра против «Локомотива» — что-то ужасное в плане эмоций. Хоть я не выходил в основе, но прочувствовал атмосферу, а точнее, полнейшее ее отсутствие.
Мы играем в футбол ради людей, а их не пускают на трибуны. У «Спартака» на любой матч приходит минимум 10 тыс. болельщиков, и тут команда выходит на поле — а стадион пуст. Это ужасно.
Мне кажется, надо менять законы. Оснащать все стадионы видеонаблюдением, чтобы можно было вычислить правонарушителей, а не искать кто, что и где. Наверное, это единственный выход. Но главное, матчи должны проходить со зрителями, и только так! Без болельщиков нет футбола.
— Наказание «Спартака» справедливо?
— Конечно нет. Нашкодили одни, а страдают все остальные. Из-за горстки людей без футбола остаются десятки тысяч. Тем более такие игры, как против «Зенита» и «Локомотива», люди ждут месяцами. Мне кажется, это несправедливо, но надо быть честным: я игрок «Спартака», как я могу считать наказание справедливым? Получается, что наказывают нас, чтобы другим было неповадно. Но разве это решение проблемы? На какое-то время — да. Если не решить сейчас саму проблему, то все повторится вновь. Надо не клубы наказывать, а тех, кто это устраивает, чтобы они отвечали по всей строгости закона.
— В следующем году красно-белые достроят свой стадион. Возможно, это шаг на пути к решению проблемы.
— Мне кажется, на наших домашних матчах всегда все в порядке. По крайней мере такого, как в Ярославле, никогда не было. И в нашем новом доме все будет хорошо, я в этом уверен.
— Андрей Тихонов и Сергей Паршивлюк вместе с активными фанатами поддерживали красно-белых на трибуне. А вы бы смогли?
— Если не попаду в заявку на матч и меня пригласят болельщики, почему нет?
Я открытый человек и люблю наших фанатов, всегда готов к диалогу и с удовольствием принимаю участие в интересных мероприятиях.
— Мысли поиграть в европейском чемпионате есть?
— Я об этом не думаю, для меня важнее комфорт моей семьи. Я родился и вырос в Москве, естественно, мне хочется жить поближе к моим родным. Мне 29 лет, для вратаря это немного, и, если представится возможность поиграть за границей, почему нет?
— А какой из чемпионатов Старого Света вам больше по душе?
— Как зрителю мне больше нравится английское первенство. Когда смотрю европейские матчи, то прикидываю свои сильные и слабые стороны, чтобы понять, смог бы там играть или нет. Но какой именно у меня любимый чемпионат — не скажу, а то догадаетесь о моих минусах. (Смеется.)
— Перед «Спартаком» стоит задача выиграть трофей, иначе Валерий Карпин покинет свой пост. Готова ли команда биться за тренера?
— У нас вполне реальные шансы завоевать трофей в этом сезоне. Например, в Кубке России многие фавориты выбыли. Но нельзя расслабляться, на классе победить команды из ФНЛ или Второго дивизиона не получится.
И в чемпионате не надо думать о небольшом отрыве, а нужно выходить на поле и играть на победу. Конечно, мы бьемся в том числе и за Валерия Георгиевича.
Команда давно с ним работает, мы хорошо знаем друг друга. Мы все вместе — единый коллектив. Хотим выиграть что-нибудь и для себя, и для клуба, и для болельщиков, и, конечно, для нашего тренера.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице российского футбола.