— Перед началом турнира россияне рассматривались в качестве главных фаворитов Кубка мира?
— Конечно же, да. Все предварительные прогнозы говорили о том, что Россия наряду с Бразилией, Испанией и Украиной считается основным претендентом на титул. Не только потому, что мы являлись действующими чемпионами мира. Наша команда в этом году также выигрывала Евролигу. Этим мы подтверждали свой статус, и на основе этих успехов формировалось мнение о сборной России.
— Защищать титул обычно тяжелее, чем выигрывать его в первый раз. За счет чего это все же удалось сделать?
— Этого удалось добиться не только благодаря опыту, но и за счет нашего мастерства и хорошей подготовленности. На один опыт было бы бессмысленно полагаться.
— В чем, на ваш взгляд, основные отличия между командой двухлетней давности и нынешней? И есть ли они вообще?
— Никаких особенных изменений нет. В принципе были все те же главные действующие лица на поле. Да, добавились два полевых футболиста — Кирилл Романов и Анатолий Перемитин. Плюс вместо Александра Филимонова появился вратарь Данила Ипполитов. В остальном все то же самое.
— Игроки сборной не раз заявляли, что они сильны именно как коллектив единомышленников. Но все равно в каждой команде должны быть и есть лидеры...
— Если говорить о роли лидеров на поле, то здесь бы я отметил Дмитрия Шишина, Юрия Крашенинникова, Андрея Бухлицкого, Антона Шкарина, Алексея Макарова… Да на самом деле, наверное, всех можно назвать.
А за полем (улыбается) тренером на меня возложены такие обязанности. И мне с ними удавалось справляться. Именно в связи с тем, что я получил травму и мало играл на этом турнире. Поэтому в определенные моменты старался снимать всю напряженность в команде. Чтобы ребята думали только о футболе, а я при этом помогал им как мог за полем.
— Вы упомянули Дмитрия Шишина, который стал лучшим бомбардиром чемпионата мира. А сборная России оказалась самой результативной на турнире. У нашей команды действительно самая мощная атака в мире?
— У нас есть яркие исполнители и индивидуально сильные футболисты. Что мы хорошо умеем делать — это играть в коллективный и конструктивный футбол, по возможности используя все сильные качества наших игроков.
— А что касается оборонительных действий... Наряду с испанцами россияне пропустили меньше других из числа полуфиналистов...
— В плане игры в обороне были проблемы на групповом этапе — на последней встрече с Парагваем, в четвертьфинале. На самом деле все равно многовато пропускали. Но, в общем, в решающих матчах — полуфинале и финале — в защите действовали хорошо. Так что, наверное, нашу игру в обороне можно оценить на четверку.
— В финале вы обыграли испанцев за счет реализации тактических задумок или же на классе?
— Безусловно, сказывался наш класс. У нас отличная команда. Здесь все было в совокупности — хорошо подготовились.
Да, из-за травм выбыли два футболиста. Но даже людей, которые играли у нас основную роль в начальной части турнира, того же Юрия Горчинского, смогли заменить другие ребята. Они безболезненно вписались в состав. И даже в этом плане мы сильны тем, что у нас есть такие игроки.
— Нашей сборной также достался приз Fair Play. Налаженная командная дисциплина тоже стала важным залогом итогового успеха?
— Да. Конечно, судьи не всегда бывают адекватны. Все отмечали, что они порой не соответствуют уровню игроков и демонстрируемого ими футбола. Большинство из них не являются профессионалами.
А мы договариваемся перед турнирами, чтобы не разговаривать с судьями во время матча. Чтобы необязательных карточек не было. Из четырех полуфиналистов именно мы заслужили этого звание. У нашей команды было меньше всего нарушений и суммарных баллов за полученные желтые и красные карточки.
— Какова роль в последних успехах главного тренера сборной России Михаила Лихачева?
— Безусловно, она была определяющей. Если команда выигрывает, значит, наставник делает все правильно в подготовке, расставлении приоритетов, в отношениях. А когда команда проигрывает, первые вопросы тоже возникают к тренеру. Мы же не первый год все вместе работаем в этой сборной, друг друга давно знаем. В этом плане у нас все хорошо. Все наши движения внутри коллектива отлажены, как в добротном механизме.
— Из тех соперников, которые попадались вам на турнирном пути, кого можно было бы особо отметить?
— Сборную Ирана. В четвертьфинале был тяжелый матч — у них очень хорошая и сильная команда. Мы знали об этом, готовились. И получилось так, что лишь в самой концовке мы вырвали победу и прошли в полуфинал. Иранцы своей игрой приятно удивили всех специалистов.
— А Испания?..
— Мы с ними два раза в этом году играли. Они ничем не удивили. Мы о них все знали досконально. И испанцы нас помнили. Видно, они вышли на финал, немного нас побаиваясь. Но мы доказали им всем, что они правильно нас боялись.
— Как вы считаете, гегемония бразильцев в пляжном футболе подошла к концу?
— А она закончилась уже давно. Четыре года как она завершилась на чемпионатах мира, да и на межконтинентальных турнирах тоже. Уже везде, где участвует сборная России, Бразилия ничего не может выиграть.
Мы победили два года назад, сейчас стали чемпионами мира и еще на пару лет продлили свои полномочия. Все — в пляжном футболе теперь российская гегемония, которая будет продолжаться. У нас вновь появилась «красная машина», только пляжная!
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице летних видов спорта.