«Кубань» — безоговорочный рекордсмен российского футбола. Смешно звучит? А вот поди ж ты. Ни у кого другого творческий путь от дня основания до дебюта в еврокубках не занял столько, сколько у краснодарцев. Предтеча современных желто-зеленых был создан при НКВД Краснодара в страшно далеком 1928-м. В стране только разворачивались гонения на Троцкого, учреждался орден Трудового Красного Знамени, а на Кубани уже играли в футбол.
Большую часть своей истории пребывавшая на глухих задворках, в последние годы «Кубань» на слуху. В центре сначала над ней посмеивались: ну что, дескать, это за команда-лифт? Выйдет в элитную лигу и тут же падает обратно. Туда-сюда, взад-вперед.
Краснодарцы удивили всех в 2005-м, пригласив наставника из дальнего зарубежья, что тогда еще было в новинку для первого дивизиона. Причем пригласили не какого-нибудь проходимца, а знаменитого Йозефа Хованеца, в прошлом игрока и главного тренера сборной Чехии. Роман у сторон, однако, не сложился. Клуб резво начал, но затем ушел в пике и не выполнил задачу. Хованец уехал, а соответствующая пометка в биографии осталась. Много ли у нас работало специалистов с таким послужным списком?
Через пять лет «Кубань» обратила внимание уже не только обитателей отечественных просторов, а всего мира. Речь о темной истории с избиением черногорского форварда Николы Никезича, который отказывался разрывать контракт на выгодных клубному руководству условиях. Многие и сегодня считают, что давнишний, но не забытый в футбольных верхах скандал в итоге стоил городу чемпионата мира — 2018.
В «Кубани» кроме прочего очень любят менять главных тренеров. Из последних только Дан Петреску проработал дольше года. Но что куда более удивительно, его преемникам удается удерживать команду на довольно высоком уровне. И при Юрии Красножане, и при Леониде Кучуке, и при формально назначенном только в среду, но фактически работающем уже какое-то время Доринелу Мунтяну клуб неизменно остается в шестерке сильнейших. А забраться выше, складывается впечатление, будто бы и не желает.
Иначе небывалую рыночную активность желто-зеленых этим летом не объяснить. Которая к тому же в большей степени акцентирована на продажи, а не на покупки. Конечно, понятно: провинциальный клуб, лишь недавно закрепившийся в группе сильнейших, само бытие заставляет жить по средствам. Даже всемогущий сосед донецкий «Шахтер» — и тот время от времени вынужден скрепя сердце расставаться со своими лидерами. Чего уж говорить о «Кубани» с ее 48-миллионным бюджетом.
На трансферах Араза Озбилиса, Алексея Ионова и Владислава Кулика южане, по данным Transfermarkt, заработали €14 600 000, то есть почти треть годового бюджета. Футболисты ушли вроде бы на повышение — в «Спартак», «Анжи» и «Рубин» соответственно. Однако, учитывая перспективу евродебюта, ключевую троицу, складывается впечатление, можно было бы удержать. Здесь обоюдное желание важно.
Чуть раньше клуб покинул форвард сборной Армении Маркос Пиццелли. Мастер штрафных ударов пусть и не слишком часто появлялся в основном составе, но в сложившейся ситуации «Кубани» обязательно бы помог. Пиццелли, правда, никуда не переехал. Будет играть на этой же арене, но за ФК «Краснодар».
Чтобы заново организовать центр поля, Мунтяну понадобится какой-то период, это ясно. Однако потери — дело прошлое. Сейчас краснодарцам архиважно удержать оставшихся лидеров — игроков сборной России Александра Беленова и Алексея Козлова, а также Ивелина Попова, Ибраима Бальде, Шарля Каборе. Ведь и на них имеется устойчивый спрос. Пришедшие Джибриль Сиссе, Никита Безлихотнов и Владислав Игнатьев достались бесплатно. А значит, клуб располагает финансами для усиления.
Сегодняшний матч с «Мазервеллом» может получиться весьма веселым. Мунтяну и его шотландский коллега Стюарт Макколл не впрямую, но завуалированно на предваряющей игру пресс-конференции дали понять: о возможностях команд друг друга они имеют очень поверхностные сведения. В век Интернета никаких секретов не может быть априори, но все-таки «Кубань» — не ЦСКА, а «Мазервелл» — не «Селтик». И если звездный воспитанник шотландской команды Джеймс Макфадден, вернувшийся домой после двух сотен игр в английской премьер-лиге, известен каждому футбольному специалисту, то имена большинства его партнеров ни о чем не скажут даже Мунтяну. Соперники в свою очередь едва ли найдут в кубанском составе другого знакомого мастера помимо Сиссе.
В период после 1991 года в европейских клубных турнирах дебютировали десять российских региональных клубов. Одни, как «Ротор», «Амкар» или «Сибирь», ярко вспыхнув, откатились на прежние скромные позиции. Другие («Крылья Советов», «Терек») жаждут когда-нибудь вновь подышать воздухом большого континентального футбола. Иных уж нет («Текстильщик»), а те далече («Черноморец»). Обживается в Европе лишь щедро подпитываемый «Анжи».
Ну и «Рубин», конечно же. Казань — единственный успешный пример для провинциалов. Дебютировав в 2004-м, подопечные Курбана Бердыева почти не пропускали последующих розыгрышей. А перед сегодняшним матчем против датского «Раннерс» имеют завидную статистику — 20 побед, 15 ничьих, 15 поражений. И, что еще важнее, почти нешуточную репутацию грозы испанских команд.
Вот на казанцев, пожалуй, «Кубани» стоит равняться. Пробившись в премьер-лигу по итогам сезона-2002, «Рубин» действительно достиг очень многого. А краснодарцы, как мы уже поняли, очень долго запрягают, но очень быстро едут.
…«Рубин» первый в своей истории матч Кубка УЕФА выиграл в Вене у «Рапида» со счетом 2:0. Через несколько часов проверим, как оно получится у «Кубани».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице Лиги Европы.