Легендарное восхождение на гору Альп д'Юэз — жемчужина в короне «Тур де Франс». 27 раз гонщики взбирались по тещиным языкам на эту культовую для мирового велоспорта вершину. Но юбилейная «Большая петля» не могла предложить миру банальный вариант гонки, поэтому на королевском этапе решено было устроить два подъема на пик высотой 1 765 метров над уровнем моря.
Впервые всемирно известный горнолыжный курорт попал в программу французской супервеломногодневки в 1952 году. Затем последовала пауза до 1964 года и снова десятилетний перерыв до 1976 года, после чего Альп д'Юэз стала постоянным участником «Тур де Франс».
Удивительно, но до сего момента только один француз сумел опередить всех на этом изматывающем поде: два года назад это удалось Пьеру Роллану из «Europcar». Среди представителей других стран наибольшее число побед в активе голландцев — 14. 6 раз отличились итальянские профи, трижды выстреливали заокеанские друзья из Штатов, дважды лучшими становились соседи испанцы и один раз представитель Люксембурга Фрэнк Шлек. Однако для Франции, чьи сыны до того момента еще не выиграли ни одного этапа на текущем «Туре» — победа на этапе 18-м становилась чуть ли не последней надеждой увидеть француза на пьедестале почета.
Как распределить силы, где и когда пойти в атаку, что предпримут конкуренты — эти и другие вопросы мучили участников гонки задолго до ее начала. Ведь никто и никогда раньше не взбирался на Альп д'Юэз дважды за один этап. Еще до старта гонки на Корсике многие говорили о том, как важно сохранить силы к 18-му этапу.
Особенно важно это было для Альберто Контадора из «Saxo-Tinkoff», до сих не признавшего свое поражение в противостоянии с первым номером генеральной классификации Кристофером Фрумом из «Sky». Испанец надеялся с помощью своего партнера по команде Романа Крейцегера, занимавшего третью строчку, сократить более чем 4-минутное отставание от лидера.
Стартовал 18-й этап в городе Гап, на месте финиша этапа 16-го. Дистанция протяженностью 172,5 километра представляла собой извилистый горный серпантин ведущий к главному участку «Большой петли», ее квинтэссенции, если позволите. Подъем на Альп д'Юэз включал в себя дистанцию в 13,4 километра со средним градиентом 8,1%. И так два раза подряд!
На протяжении всей трассы, как обычно, располагались болельщики, но чем ближе дорога подходила к горе, тем уже становился просвет для проезда, который в итоге свелся буквально к полутора метрам. Со всех сторон размахивали флагами, бегали, прыгали и всячески пытались подбодрить спортсменов фанаты.
В том числе и панибратскими шлепками по плечу, что, безусловно, не только им мешает, но вообще-то, попросту говоря, хамство. Несколько таких моментов попали в объектив телекамеры, и один из гонщиков даже отмахнулся от очередного назойливого «доброжелателя».
21 причудливый изгиб трассы вел к вершине, за которой последовал новый подъем через перевал Col de Sarenne высотой без малого 2000 метров над уровнем моря. Затем сложнейший даунхилл вдоль долины к плотине Chambon и въезд в городок Bourg d'Oisans, после чего новый заход на штурм Альп д'Юэз.
За 39 км до финиша слетела цепь у оторвавшего от пелотона Ти-Джея ван Гардерена из «BMC», поэтому американцу пришлось остановиться. Но не надолго — спустя пару секунд импровизированный пит-стоп завершился успехом. Через пять километров случился другой инцидент: не вписался в поворот и влетел на обочину Кристоф Риблон из «AG2R La Mondiale», шедший вторым. Но он удержался в седле и смог вытащить на шоссе велосипед из канавы, правда, в итоге отпустив в отрыв итальянца Морено Мозера из «Cannondale».
На второй подъем к вершине Альп д'Юэз эта группа собралась снова и с 13,4 километров до финиша впервые в истории начала повторное восхождение к вершине славы.
В этот момент далеко позади более чем в пяти минутах — включился «Movistar». Трое из ларца повели Вальверде в атаку. Параллельно Ричи Порт тащил лидера «Sky» Кристофера Фрума, а капитан «Катюши» Хоаким Родригес вместе со своим оруженосцем Даниэлем Морено устроился зразу за ним. К радости Наиро Кинтано из «Movistar», отпал Махал Квитковски из «Omega Pharma» — белая майка теперь вне опасности.
За 11 километров до финиша Фрум пытался атаковать. Кинтана сел ему на хвост, а вот Пурито, Вальверде, Контадор и Порт слегка подотстали. Но буквально спустя пару минут «Катюша» включила «пятую», и Морено катапультировал своего капитана в погоню за обладателем желтой майки лидера и даже обошел его. Но раз за разом попытки Родригеса отрываться от желто-белого тандема терпели неудачу.
И тут случилось странное — Фрум поднял руку, привлекая к себе внимание. Сначала показалось, что у британца проблемы с задним колесом, но в результате выяснилось, что лидер общего зачета требовал... еды! Порт спустя пару сотен метров подвез своему лидеру энергетические батончики, что может впоследствии стоить Фруму целых 20-и секунд штрафа.
В это время впереди произошла рокировка. Любимец местной публики Кристоф Риблон догнал и обогнал, как стоячего, Ти-Джея ван Гардерена, который на тот момент лидировал практически весь этап. Окрыленный француз сломя голову понесся вперед, и уже никто не мог отнять у него корону покорителя Альп д'Юэз. Риблон одержал вторую победу на этапах «Большой петли» ровно через два года после триумфа здесь Пьера Роллана.
«Это невероятно, — заявил сразу после финиша счастливый герой нации. — С самого начала гонки перед командой стояла одна задача — иди вперед, держаться среди лидеров, но за пять километров до финиша я почти потерял надежду на успех.
Отставание составляло 40 с лишним секунд, но в тот момент спортивный директор закричал по радио: «Кристоф, атакуй — он сломается, не потянет!» Два года назад я тоже мог придти первым, но упустил победу. Сегодня удалось взять реванш и осуществить свою мечту», — со слезами на глазах заявил Риблон.
И вместе с ним слезы счастья озаряли лица всех до единого французов, как бы далеко от места действия они ни находились.
Вскоре после финиша занявшего третью позицию итальянца Морено Мозера из «Cannondale» подъехали «генеральщики». Первой парочкой стала связка Кинтано-Родригес, следом Порт привез на финиш Фрума. Вальверде приехал лишь восьмым, а Контадор — 11-м. Главный помощник Пурито Дани Морено занял 21-ю строчку, а лучшим из россиян стал Эдуард Ворганов, финишировавший 62-м.
В итоге основные Фрум оторвался от своих главных конкурентов еще на одну минуту. Кинтано потеснил Крейцегера с третьей строчки, а лидер »«Катюши»» Родригес сделал еще один шаг на пути к подиуму, поднявшись по итогам 18-го этапа на пятое место в общем зачете «Тур де Франс».
19-й этап «Большой петли» протяженностью 204,5 километра пройдет 19 июля между городами Bourg d'Oisans и Le Grand Bornand.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице летних видов спорта.