— Дерби, безусловно, смотрел, — начал с главной темы минувших выходных Бояринцев. — Как такое можно не смотреть? Это один из центральных матчей нашего чемпионата вне зависимости от положения команд. «Спартак» оставил приятное впечатление после первого тайма матча с ЦСКА. Плюс забили быстрый гол во второй половине. Мне казалось, что игра уже сделана. Но надо отдать должное ЦСКА: они где-то встрепенулись, перехватили инициативу. Хотя, конечно, концовка второго тайма была за армейцами. Но итог встречи справедлив — хорошая боевая ничья.
— После игры у представителей «Спартака» остались претензии к главному арбитру…
— Футбол все-таки игра контактная — бьют и тех, и других. Конечно, каждому будет казаться, что его команду обижали больше. Думаю, что обвинения в сторону судьи беспочвенны. Арбитр отработал хорошо. Смело поставил два пенальти, не испугался сделать это в таком матче. Думаю, что в плане судейства все было абсолютно нормально.
— Во время дерби болельщики ЦСКА вывесили оскорбительный баннер в адрес Андрея Тихонова. Какое у вас отношение к подобным выходкам?
— Мы не первый раз сталкиваемся с подобного рода баннерами. Были такие ситуации и в отношении других наших великих игроков, которые чего-то достигли в этой футбольной жизни. Все прекрасно понимают, что есть противостояние не только команд, но и болельщиков. Но я думаю, что переходить на личности — последнее дело. Футболист может оказаться в любой команде — вне зависимости от того, воспитанником какого клуба он является. В любом случае подобные выходки — это некрасиво.
— Многие болельщики и эксперты считают, что у нынешнего «Спартака» нет такого понятия, как «игра».
— Если судить по этому матчу, то команда очень интересна. Я не видел игру в Ростове — мне сложно судить, в какой футбол играл тогда «Спартак». Кроме дерби, я видел встречу с «Тереком». Конечно, прибавлять надо. Но какое-то лицо у команды, безусловно, есть.
— «Спартак» находится на четвертом месте, отставая от идущего третьим «Анжи» на шесть очков. Есть ли еще у красно-белых шансы на медали?
— Играть еще пять туров. И 15 очков пока находятся в розыгрыше. Думаю, что «Спартаку» вполне по зубам догнать «Анжи».
В то же время махачкалинцы после невнятного начала стали набирать очки. Но «Анжи» еще потеряет, и «Спартаку» будет по силам их догнать.
О прописке и фанатах
— Перейдем к «Торпедо». Главная задача для команды в настоящий момент — сохранение места в ФНЛ?
— Конечно, даже вопросов нет. Сейчас у нас единственная задача — сохранить прописку, как бы это грустно ни звучало. На данный момент для нас это очень важно. Потеря очков там, где делать этого было нельзя, привела нас в опасную зону вылета. И теперь наша основная задача — набирать как можно больше очков и быстрее уйти от этой подвальной ситуации.
— По силам ли эта задача нынешнему «Торпедо»?
— Я видел почти все команды, которые сейчас борются за выживание. И по игре, и по подбору футболистов каждая из них на данный момент не заслуживает вылета. Начнется борьба абсолютно равных команд. И здесь в первую очередь определяющими будут бойцовские качества.
Будем надеяться, что какие-то нефутбольные вещи все-таки уйдут на второй план, что будет честная и объективная борьба. Команды одинаковые, и останется тот, кто больше проявит желания и рвения.
Первый дивизион таков, что здесь можно вылезти в большей степени за счет каких-то неигровых качеств. Здесь много борьбы, однозначно больше, чем в премьер-лиге.
— Многое ли изменилось с приходом в команду Бориса Игнатьева?
— Как сказать… Тренировочный процесс, конечно, поменялся. Стал более насыщенным, объемным. В бытовом плане все как обычно — те же сборы, те же тренировки. Режим работы остается таким же. Безусловно, произошли изменения в тактике и в составе. Сложно оценивать, положительно или отрицательно сказалась смена наставника. И до этого работал специалист — нельзя сказать, что он не хотел побеждать. Борис Петрович — это вообще заслуженный человек. Да и ситуации немножко разные. Если мы останемся, оценивать работу можно будет в следующем сезоне, когда перед командой будут стоять какие-то задачи. Сейчас Борис Петрович вытаскивает «Торпедо» не из самой простой ситуации. Оценки его работы будут только в конце сезона. Надеюсь, что они окажутся только положительными.
— Какое настроение царит в команде в связи с не самой приятной задачей?
— После выездной победы в Астрахани оковы спали. Ведь после блеклой игры с «Петротрестом» в Петербурге настроение было удручающее. Сейчас же нам будет полегче дышать. Но расслабляться нельзя, потому что нас ждет серьезнейший матч за выживание с «Салютом». От него будет многое зависеть. Конечно, у нас в большинстве молодые ребята. Для них эта ситуация не самая приятная, и, может быть, какие-то эмоции на них давят.
— Раз уж зашла речь о молодых. Как себя проявляют Денис Войнов и Владимир Обухов, недавно пришедшие в команду?
— Это молодые люди с большой перспективой. Думаю, они пришлись ко двору и помогут нам обязательно в следующих матчах. Но не только они. В «Торпедо» есть и еще несколько интересных молодых людей, которые могут в дальнейшем пополнить ряды команд премьер-лиги, но опять же все зависит от них и от их желания работать.
— Зимой Никита Безлихотнов пробовался в ЦСКА. Чего ему не хватило, чтобы закрепиться в команде Леонида Слуцкого?
— Любому игроку может чего-то не хватать в 21 год. Если бы он закрепился хотя бы «под основу», то он смог бы через два-три года вырасти в хорошего, сильного футболиста. Да, не подошел. Но думаю, он все равно на карандаше у многих специалистов. У этого парня есть хорошее будущее. У него великолепные скорость и работа с мячом, дриблинг. Думаю, что у него хорошие шансы заиграть в большой футбол.
— У фанатов «Торпедо» и клуба уже достаточно давно не самые теплые взаимоотношения. Недавно активные болельщики выступили с просьбой поддержать команду в трудный момент. Сможет ли подобная инициатива наладить ситуацию?
— Сделаю ремарку. У футболистов нет проблем с болельщиками. Они все равно приезжают, поддерживают нас. И где-то, конечно, ругают нашу игру. Но и поддерживают. То есть болельщик на трибунах присутствует. Чувствуем поддержку и на выезде, и на домашних матчах. Что касается конфликтной ситуации, которая есть у фанатов с руководством клуба, то я ее обсуждать не берусь. Это началось не при мне, и корней этой ситуации я не знаю. Как бы ни сложился чемпионат — нам нужна поддержка болельщиков. И думаю, что она будет. Какие бы ни были конфликтные ситуации, команду тоже нужно поддержать. А мы сделаем все зависящее от нас, чтобы выбраться из той ситуации, в которую сами себя и загнали.
— «Торпедо» на зимних сборах стало медийной командой: в сети начали появляться клипы, фотографии. Кто выступил с подобным предложением?
— Это наш латвийский легионер — Эдгарс Гаурачс. Роликов немного. Мы сняли всего один, юморной. Немножко разнообразили тяжесть сборов. Получилось весело, большинству понравилось. И делалось это вовсе не для медийности. Эдгарс ищет себя в чем-то еще, помимо футбола. У него это хорошо получается. Думаю, что-то подобное уже навряд ли повторится (смеется). У меня, конечно, был опыт съемок. Но в таком музыкальном творении я участвую в первый раз. Но и то я согласился на минимальный эпизод: в моем возрасте уже как-то несолидно, что ли… Но я член команды и не мог не поучаствовать. Это такой эмоциональный момент, который делает нас дружнее, сплоченнее. Это то же самое, как собраться всем с женами и детьми.
— Многие болельщики удивились, увидев после зимних каникул Дениса Бояринцева с бородой. Как пришла подобная идея?
— Все было без идей. Просто я три сбора не брился, и выросла такая борода. А как снег растаял, я, как и обещал, от нее избавился. В этом нет ничего такого, никаких целей я не преследовал. Этот эксперимент был интересен только мне самому. Могу сказать, что получилось неплохо. Как сказал Борис Петрович: «Стариком ты еще успеешь побыть, а вот молодым… Поэтому сбривай».
— На «Торпедо» ходят не только молодые болельщики. Есть среди поклонников команды и умудренные жизнью люди. Они верят в то, что когда-нибудь «Торпедо» станет прежним. Возможно ли это гипотетически?
— Даже не гипотетически — это вполне реально.
Стоит только сильным мира сего захотеть возродить «Торпедо» и вернуть ему прежний статус.
Появятся более сильные финансовые вливания — можно совершенно реально сколотить команду и вернуться в премьер-лигу. Думаю, что это не проблема. Хотя я не хочу обидеть никого из наших нынешних руководителей. У нас есть такие люди в руководстве, которым по силам эти задачи, но от многого это зависит. Если стадион не принадлежит клубу, если нет своей базы, которая всегда была в Мячково, все у команды в аренду, за все она платит. Хорошо, что это у нас есть. Все это благодаря нашим акционерам, которые изо всех сил поддерживают «Торпедо». Конечно, в таких условиях сложновато быстро решить задачу повышения в классе. Но вполне реально идти дальше, искать новые идеи и варианты для выхода в премьер-лигу. Главное — большое желание.
— В связи с нынешней ситуацией не жалеете, что в свое время перешли в «Торпедо»?
— Чего сейчас жалеть о том, что сделано? Я шел, потому что перед командой ставилась задача в ближайшие годы вернуться. Но, видите, сложилось так, что сейчас приходится бороться за выживание. На самом деле я не жалею, потому что это тот этап в жизни, который нужно пройти. У команды все обязательно образуется. И мне искренне хочется, чтобы «Торпедо» ставило перед собой серьезные задачи. Вернуться в премьер-лигу. И хотелось бы в этом поучаствовать.
— Недавно в России при серьезной поддержке появился новый клуб — «Спарта» из Щелково. Какое у вас отношение к появлению подобных команд?
— Честно говоря, не знаю, кто является владельцем клуба. Но есть прекрасные примеры — та же сочинская «Жемчужина», в которой я побывал. Команда была со стабильными финансовыми возможностями, гремела рекламой на всю страну. И развитое будущее, и Олимпиада. И в один момент все лопнуло. Поэтому я осторожно отношусь к командам подобного рода. Поживем — увидим. Если «Спарта» добьется успеха, дойдет до премьер-лиги, еще дальше — дай бог. Может, даже до еврокубков — это будет один из интереснейших проектов. Но опять же много примеров, когда все заканчивается плачевно. Знаю, что там работает Андрей Тихонов, уважаемый человек в футбольном мире. Могу только успехов от души ему пожелать.
— Если Андрей Тихонов позвонит и предложит перейти в «Спарту», что ответит Денис Бояринцев?
— Денис Бояринцев… (смеется). Не знаю. Сложно ответить. Пути жизненные неисповедимы. Все бывает. Честно говоря, не задумывался над этим. Непорядочно говорить о том, чего нет пока. Но футбольная жизнь непредсказуема.
— Есть ли желание завершить игровую карьеру в определенный момент или играете, пока есть силы?
— Нет. Я не ставлю перед собой никаких возрастных ограничений. Можно захотеть закончить в 40, а доиграть до 30. Я буду играть, пока у меня есть желание, пока я нахожу мотивацию — в себе, в команде, за которую выступаю. Как она пропадет, я закончу. Футбол — та игра, которой я всем обязан. И считаю, что футбол не надо обманывать. Ты можешь всю жизнь выступать на любительском уровне и заниматься любимым делом. Но я занимаюсь этим профессионально. Как желание пропадет, мотивации не будет — надо заканчивать, переходить на любительский уровень, что ли … (смеется).
— Многие футболисты, перешедшие рубеж 30 лет, уже задумываются о финансовой составляющей контракта…
— Не хотелось бы лишней бравады, но я себя к ним не отношу. Я всегда шел за футболом. Хоть и показывает ситуация, что где-то я наделал ошибок. Уходя из «Спартака», например. Но я шел за футболом. Хотелось больше играть. Это для меня всегда было мотивацией — выходить на поле и приносить пользу. Пусть были и неудачные переходы в «Сатурн» и «Жемчужину», которые впоследствии распались. Но от этого я не перестал меньше любить футбол. Но вопрос денег… Сейчас он стал обоюдоострым. Появилось много болельщиков, которые считают, что футболисты играют только за деньги. За всех я не скажу, но я знаю людей, которые прежде всего любят саму игру. А остальное все само собой пришло. В моем случае было именно так. Я начинал в КФК, потом вторая лига, первая. И потом удалось дорасти до футболиста премьер-лиги. Главное — хотелось добиться чего-то. А об остальном задумываешься во вторую очередь. Но футбол для меня всегда остается номером один, сама игра, ее составляющая. Как бы громко это ни звучало. И на старости лет изменять себе и бегать — там хватануть кусок, там хватануть… До такого я не опущусь.
— А что бы вы посоветовали Андрею Аршавину, который не играет в «Арсенале» достаточно давно?
— Я уважительно отношусь к Андрею и поэтому не могу ничего желать или советовать. Он самобытный футболист. И думаю, он прекрасно осознает то, что в нем происходит, и понимает, что он делает. Не буду что-то советовать. Уважительно отношусь к нему как к игроку. Приходилось против него играть и просто общаться. Опять же слишком уж остро его критикуют. Я футболистов не критикую никогда, потому что мы, как говорится, один хлеб едим.
»Бердыев — номер один»
— Вам за время карьеры пришлось работать со многими интересными наставниками. Кого бы могли выделить особенно?
— Могу всех тренеров отметить. Обо всех, конечно, не скажешь. Но всем в отдельности я благодарен. Каждый из них поучаствовал в моем становлении, будь я игроком «Носты» или «Рубина». Но я всегда отмечаю тренера, с которым мне удалось пробиться в премьер-лигу, дебютировать в ней, перейти в одну из лучших команд страны. Это «Рубин».
Курбан Бекиевич Бердыев для меня — тренер с большой буквы. Он очень много сделал для меня как игрока. Ну и, конечно, спартаковское время. Это и Владимир Федотов, и Александр Старков, и Станислав Черчесов. В спартаковский период было интересно поработать со всеми. Но, безусловно, Курбан Бекиевич для меня – номер один, в том числе и как пример для подражания.
— То есть в дальнейшем вы планируете удариться именно в тренерскую работу?
— Конечно. Очень хочется попробовать. Все-таки есть определенный багаж. А там получится, как получится. По большому счету, не хочется отходить от футбольной жизни. Многие ребята, с кем играл, после завершения карьеры категорически не хотят возвращаться в российский футбол: мол, много проблем, много нефутбольных всяких вещей. Но ничего. Попробуем, а там видно будет.
— Вернемся к Курбану Бердыеву. Его уже давно критикуют за игру «от печки». Оправданна ли подобная критика, если есть результат?
— Такая игра дает результат. Может быть, «Рубин» первые два-три года играл в такой футбол в премьер-лиге. В том числе и я застал его. Считаю, что за счет этого мы так высоко и поднялись в первом сезоне. Четко выстроенная оборона при контратаках и использовании стандартных положений — все это дало свои плоды. Я сторонник того, что, какую бы тренер тактику ни выбирал, все равно есть результат — три очка. Знаю, как Курбан Бекиевич работает в тактическом обучении команд. Но и подбор игроков тоже влияет. Все взаимосвязано для достижения успеха.
— Удается ли смотреть игры российской сборной? Какие у команды перспективы?
— К сожалению, получается очень редко. Не сомневаюсь в том, что выйдем в финальную часть. Думаю, что с этим проблем вообще не будет. А дальше посмотрим. И от тренера, естественно, зависит очень многое. Тренерский авторитет Фабио Капелло не обсуждается. Но и ребята играют очень хорошо. Есть большие надежды на положительный итог. Хотя у нас уже возрастная сборная. Например, братья Березуцкие и Серега Игнашевич — что будет после них? Какая смена? Вот что должно больше беспокоить. Дай бог этим ребятам еще играть. Но все равно надо думать о смене мастеров. Дальше у нас, мне кажется, будут сложности. А смены не то что не видно… Кто-то есть, но смогут ли они заменить? Сейчас нужно думать о следующем поколении, которое будет играть в 2018 году.
— Что бы напоследок Денис Бояринцев пожелал российским болельщикам?
— Сложно сказать. Желаю поменьше ругать футболистов, хотя без этого никуда не деться. Хорошего результата нашей сборной. А чего еще пожелать болельщикам? Они всегда ждут хорошего, интересного футбола. Сегодня сыграл хорошо — будут на руках таскать. Плохо сыграл — тебя последними словами будут посылать… Желаю, чтобы их команда выигрывала!
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице ФНЛ.