Тоттенхэм — совершенно непривлекательный район. Там блочные дома с тесными комнатушками, а во дворах, на веревках, как в Царицыно или Капотне, сушатся тряпки. Иммигрантов — 70 процентов населения. Говорят, в Тоттенхэме опасно… Миллуолл – тоже не райское местечко. Да и Ньюхэм ( «родина» Вест Хэма») ничего благополучного из себя не представляет… Другое дело – Челси. Районом богемы он прослыл еще во второй половине 19 века. А в 60-х годах Челси был идейным центром свингующего Лондона. Супермодель Твигги, девушки в мини-юбках на Кингс-Роуд… Потом, в 90-х, наступила эра «слоанов», людей, которых интересовали исключительно светские рауты и шарфы Burberry. Сейчас на Слоан-стрит огромное количество бутиков и прочих модных заведений. И никаких подозрительных личностей из жарких стран.
«Стэмфорд Бридж» богемному духу Челси вполне соответствует. Здесь и роскошный отель (в нем сейчас проживают делегаты УЕФА), и рестораны, и ночной клуб. Построили сие великолепие, разумеется, не в свингующие 60-е, и даже не в 80-е, а в 2000-е. При Романе Абрамовиче. На радость «слоанам». В остальном же «Стэмфорд Бридж» — типично британский стадион со своей неповторимой аурой. Понятно, что «Стэмфорд» – не архитектурные памятник. «Стэмфорд» — это нагромождение каменных блоков, бетонных плит, лестниц, дверей… Выглядит хаотично, но симпатично.
И болельщики «Челси» — это, конечно, не светские львы и львицы (говорим, естественно, не за всех). А в основном серьезные английские мужчины с большими животами и сильными руками. В кулачных поединках они во времена расцвета английского «околофутбола» (было это лет 25-30 тому назад) оппонентам из «Миллуолла» и «Вест Хэма» (не говоря уж о хулиганах «Тоттенхэма») не уступали. Во всяком случае, как писал Дуги Бримсон.
Британцы очень любят памятники. В частности, футболистам и тренерам. Так, у «Олд Траффорд» болельщиков встречают бронзовые скульптуры Денниса Лоу, Бобби Чарльтона и Бобби Мура, а также статуя Мэтта Басби. У «Селтик Парка» Кубок чемпионов демонстрирует Джок Стейн. У «Энфилда» победно вскидывает руки Билл Шенкли. А у «Стэмфорда» горделиво смотрит вдаль Питер Осгуд. За «Челси» он выступал с 1964 по 1979 гг. Забил более 150 мячей. В 2006 году Осгуд умер. Урна с прахом легендарного футболиста была захоронена на поле «Стэмфорда» — под одиннадцатиметровой отметкой напротив трибуны «Шед Энд». Во времена Осгуда «Челси» был клубом, конечно, серьезным, с традициями и амбициями. Но не грандом. Затем последовал застой, продолжавшийся до середины 90-х. Потом – Уайз, Дзола, Лебеф, Ле Со, Десайи…
А в 2003-м пришли большие деньги. И спустя девять лет «Челси» сквозь пот и слезы, боль и страдания выиграл Лигу чемпионов. Для «Челси» данная победа – священна.
«Добро пожаловать в гости к «Челси», чемпиону Европы 2012 года», — кричит рекламный плакат у «Стэмфорда». И пусть, в нынешнем сезоне «синие» неубедительны. Чемпион Европы, и все тут. А в коридоре трибуны Ист Стэнд – два десятка фотографий (высотой метра два, и в ширину – три). Естественно, с футболистами «Челси», держащими Кубок чемпионов, а также с фрагментами мюнхенского финала. Терри, размахивающий руками, Давид Луис в шапке, Фернандо Торрес…
Вообще, от веснушчатого лица испанского нападающего рябит в глазах. Оно везде, даже на рекламе клубного музея. Странный PR-ход, учитывая, что в «Челси» Торрес забивать разучился.
А музеем «Челси» гордится. И пытается всячески его совершенствовать. Например, как гласит афиша, 7 апреля, в день матча с «Сандерлендом», в музее с болельщиками пообщается Дэйв Бизант, вратарь «Челси» начала 90-х. К слову, особенно патриотичные российские туристы «украсили» афишу стикером с надписью Kaluga Lads. Мол, видели «Стэмфорд». Наши любители футбола свое присутствие где бы то ни было обозначать любят. Вестминстерский мост, например – весь в наклейках: и «Спартак», и ЦСКА, и «Динамо», и «Торпедо, и «Зенит»… Скоро, наверное, добавится и эмблема «Рубина» с каким-нибудь бодреньким лозунгом.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице Лиги Европы.