Первое же ралли Париж–Дакар стартовало в декабре 1978 года на площади Трокадеро во французской столице, а финишировало в столице Сенегала. Вплоть до 2007 года маршрут гонки так или иначе был связан с Дакаром. В 2004-м права на организацию ралли перешли к фирме французского медиамагната Филиппа Амори ASO, которая и по сей день является организатором соревнований.
В 2008-м «Дакар» был отменен из-за угрозы террористических актов на территории африканских стран.
Ждать, пока на Черном континенте искоренят терроризм, руководители ASO не стали и перенесли самое престижное ралли на территорию стран Южной Америки. «Дакар-2013» стартует 5 января в столице Перу Лиме и финиширует через две недели в главном городе Чили Сантьяго. Гонка пройдет также и по территории Аргентины.
<1>Соревнования проходят в трех группах: мотоциклы, включая квадроциклы, автомобили и грузовики. Российских болельщиков в первую очередь интересует зачет в состязаниях грузовиков. Ведь первую победу на «Дакаре» одержал в 1996 году гонщик из команды «КАМАЗ-Мастер» Виктор Московских.
В XXI веке из одиннадцати «Дакаров» в восьми победы одержали экипажи из Набережных Челнов, возглавляемые Владимиром Чагиным и Фирдаусом Кабировым.
Лишь чеху Карлу Лопрайсу в 2001 году, а также голландцам Хансу Стейси в 2007-м и Герарду де Раю в 2012-м удалось нарушить гегемонию российской команды на «Дакаре».
Перед нынешней гонкой в структуре «КАМАЗ-Мастера» произошли большие изменения. Создатель команды Семен Якубов передал бразды правления семикратному чемпиону «Дакара» Виктору Чагину, который занял пост спортивного директора.
На старт гонки в Лиме выйдут четыре российских экипажа. «Мы будем придерживаться командной тактики, — приводит слова Чагина «Бизнес online». – Три экипажа будут бороться за победу. Эти машины будут пилотировать Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов. Они поедут на одинаковых машинах с минимальным количеством запчастей и единой целью: показать лучший результат. Четвертый экипаж под руководством Ильгизара Мардеева призван оказывать техническую помощь на трассе трем первым машинам. Он будет иметь на тонну запчастей больше».
Участие в «Дакаре» обходится недешево. По словам Чагина, заявочные взносы, авиаперелет, топливо и гостиницы по ходу трассы обходятся команде в €1,5 млн. Только «КамАЗ» не скупится на расходы, когда речь идет о лице одного из крупнейших предприятий Татарстана. Кроме соображений престижа, преследуются и рекламные цели. Ведь если сделанная в Набережных Челнах машина опередит всех западных конкурентов на южноамериканском бездорожье, то и сбыт продукции возрастет. Особенно на российском рынке, где рядовой пробег можно приравнивать к «Дакару» с ГИБДД.
Другие материалы о «Дакаре» можно посмотреть на странице автоспорта.