Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Шахматы – это ключ в будущее»

Вице-президент Федерации шахмат Москвы об олимпиаде и поддержке со стороны спонсоров

Первый вице-президент Федерации шахмат Москвы Никита Ким в интервью «Газете.Ru» ожидает, что мужская и женская сборные России на проходящей в Стамбуле Всемирной шахматной олимпиаде подтвердят свой высокий уровень. Также он порадовался тому, что крупные спонсоры готовы помогать столичным шахматам без давления сверху.

Корреспондент «Газеты.Ru» поговорил с вице-президентом Федерации шахмат Москвы Никитой Кимом, который поделился впечатлениями от проходящей сейчас в Стамбуле Всемирной шахматной олимпиады, а также объяснил, чем можно привлечь в шахматы серьезных спонсоров.

— Ожидаемо ли лидерство сборных России на турнире, учитывая, что по отношению к мужской команде до начала олимпиады существовал некий скепсис (в свете последних неудач)?
— Я бы сказал, что это совсем не так. Наоборот, россияне всегда должны и будут претендовать на первые места. Любая медаль, кроме золотой, никого не восхитит. Это даже не мы придумали, такова историческая парадигма: шахматы всегда занимали особое место в нашей стране.

Имея же в составе таких блестящих игроков, как Крамник, Грищук, Карякин и Яковенко, было бы странным оценивать любое другое место, кроме первого..

Да, на прошлой олимпиаде Украина обошла наших на финише турнира. Понятно, что борьба будет до последнего тура и на этих играх. Несмотря на большую конкуренцию в лице Армении, Азербайджана, Украины, понятно, что мы намерены претендовать на чемпионство. И очень здорово, что большинство наших шахматистов находится в неплохой форме. И мне как вице-президенту Федерации шахмат Москвы отрадно, что большинство вышеупомянутых игроков, являющихся основными в команде, — москвичи.

Очень важно, что выдерживает тяжелейший турнир на первой доске, играя со всеми элитными гроссмейстерами, Крамник. В частности, в шестом туре он обыграл Левона Ароняна.

— В соревновании женских команд лидерство россиянок – чемпионок последней олимпиады – выглядит закономерным?
— Я очень хорошо помню последний турнир, который, на мой взгляд, сложился для нашей команды как-то очень идеалистично. Т. е. конкуренты «посыпались», а наши выигрывали все матчи. Сейчас у нас опять есть мощные соперники. Прежде всего это Китай с гениальной чемпионкой мира Хоу Ифань и в целом великолепным составом. Тем не менее в крайне ответственном матче с Китаем наши сыграли вничью и мегаглавного соперника прошли. Теперь нужно выступить на своем уровне, и шансы на повторение успеха у нас хорошие.

— У мужчин после Армении и Азербайджана главные игры, судя по всему, впереди?
— Ключевой матч с Азербайджаном мы выиграли, теперь шансы на победу у нас очень высоки. Хотя это чуть больше половины дистанции: есть мощная Украина, чемпион Европы сборная Германии, крепкая команда США. Судя по тому, как будет идти олимпиада, все у мужчин решится в последних турах. Но отмечу, что обе наши команды сейчас выступают на привычно высоком уровне.

— А вообще не удивило, что китаянки после шести туров были даже не на втором месте?
— Понимаете, женские шахматы – вещь довольно специфическая. Я вот смотрю, на второй доске у Китая играет Чжао Сюэ. Помню прошлогодний Гран-при в Нальчике, где играли все элитные шахматистки, а она после десяти туров имела в активе девять побед и ничью. И дело закончилось тем, что за весь турнир она потеряла 1,5 очка. Но все же у женщин чуть больше перепадов в форме. Но нет сомнений, что Китай будет трепать нервы нашей команде до конца. Больно сильный у этого соперника состав, как и во всех видах спорта, которым в Китае уделяется особое внимание при их нынешней системе. Кстати, в СМИ принято иногда подавать китайских спортсменок как некий аналог бездушных роботов. Так вот, китайские шахматистки – приятные, умные, красивые девчонки, сумевшие тяжелым трудом добиться места под солнцем. Но это касается и россиянок, и вообще чуть ли не всех топ-шахматисток.

— Кого можно отметить индивидуально у сборных России?
— Я уже отметил, что Крамник держит первую доску. Для него Олимпиада – это как супертурнир, поскольку ему приходится играть с Ароняном, до этого с Петером Леко, Ван Хао. Важно, что он имеет сейчас плюс 1 после победы над Ароняном, поскольку если не было бы первой доски, то стало бы совсем плохо. В отличной форме находятся Грищук, Яковенко, Карякин, да и Томашевский не подводит.

— В этой связи сказывается ли отсутствие в команде Александра Морозевича?
— Наша отечественная шахматная школа очень сильна, и это дело тренера – кого выпускать. Александр – отличный парень и выдающийся шахматист, что, кстати, доказал в воскресенье, выиграв организованный Шахматной федерацией Москвы чемпионат Москвы по блицу.

Для меня лично жалко, что не попал в команду обладатель Кубка мира Петр Свидлер, который очень симпатичный и приятный спортсмен и один лучших в мире шахматистов.

Но там какие-то идейные соображения. Как и в любом командном виде спорта, за все отвечает тренер — его решения надо только уважать и надеяться, что они верные.

— У женщин состав выглядит поровней, чем у мужской команды?
— Сестры Косинцевы – элитные игроки, всегда будут претендовать на высокие места в индивидуальных турнирах и окажут существенную помощь команде. Москвичка Валентина Гунина — взошедшая звезда российских шахмат, чемпионка мира по блицу. Александра Костенюк – мотор и энергия сборной, бывшая чемпионка мира. У нее был некий спад некоторое время назад, но сейчас она снова обрела форму, чтобы играть на своем привычном уровне. Ее присутствие в команде – это всегда в плюс. Наталья Погонина блестяще провела незадолго до олимпиады чемпионат России, выиграв его.

— Видны ли уже изменения в сборных с приходом новых наставников — Юрия Дохояна и Сергея Рублевского?
— Работа тренера заключается в том, чтобы оценивать, в какой форме находятся игроки в данный конкретный момент, помогать с дебютами. Они также некий объединяющий центр, вокруг которого формируется команда индивидуальностей. Понятно, что они не новые люди в шахматах, сильные специалисты. И пока ничто не говорит против того, что с помощью этих уважаемых специалистов мы сможем завоевать золотые медали.

— Если продолжить тему подготовки кадров для отечественных шахмат, как скоро можно ожидать плоды работы «Роснефти» по поддержке отечественных детских шахмат, учитывая заключенный с ФИДЕ весной договор о спонсировании?
— Могу для начала отметить, что в шахматах сейчас происходит очень интересный процесс, связанный с деятельностью президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова.

Заключается это в том, что если раньше шахматы представлялись таким элитарным видом спорта для избранных и были развиты только в ряде стран, то сейчас в него играют в разных уголках мира — от США и Великобритании до Перу до Зимбабве, т. е. идет некий бум.

Мы проводили некоторые маркетинговые исследования, которые говорят, что уже более 650 млн человек в мире играют в шахматы. Цель же ФИДЕ, насколько я знаю, — довести эту цифру до миллиарда.

Соответственно появился некий интерес к шахматам у большого бизнеса. Я бы сказал, что это не всегда коммерческий интерес. Это интерес людей, социально ответственных перед обществом, которые понимают, что шахматы – это не только спорт, но и некий ключ в будущее, это игра, развивающая наших детей, делающая их более конкурентоспособными. К примеру, Федерацию шахмат Москвы возглавляет Владимир Палихата – один из самых успешных российских бизнесменов, готовый инвестировать время, средства в развитие этой игры в столице. Есть «Роснефть», принявшая решение о выделении транша на развитие отечественной шахматной школы. Эта программа работает: десятки тысяч людей в России отдают в нее детей. Они проходят через этот процесс — ездят на сборы, открытые турниры, все это пользуется бешеной популярностью. На турниры приглашаются серьезные гроссмейстеры, которые занимаются с детьми и в то же время сами готовятся через это к соревнованиям. Это удивительные и правильные процессы, результаты которых мы увидим в ближайшем будущем.

Помимо общечеловеческой задачи здесь решается и задача того, чтобы российские шахматы оставались номером один во всем мире.

Свои позиции упускать нельзя. Был период, когда мы чуть-чуть провалились, но теперь, когда бизнес и госкорпорация приходят в этот вид спорта, надеюсь, что свои позиции мы удержим.

— Нет ли тогда опасения, что бизнес, который пришел в шахматы не по указанию сверху, как это было видно в футболе и хоккее, со временем захочет уйти из этого вида спорта, потеряв к нему интерес?
— Как раз это и прекрасно, что люди не приходят по указке сверху, а по собственному желанию.

Потому что такая указка имеет обратную сторону медали: вам указали — вы скрепя сердце вытащили бумажник, заплатили, но при первой же возможности эту лавку закрываете.

Здесь же есть некое взвешенное, однозначное решение. Знаю со своей стороны, что организаторы этого проекта стараются сделать многое для пиара «Роснефти», но это особая тема. В любом случае у компании есть определенная благодарность от миллионов болельщиков за то, что она выделила средства. И это лояльная аудитория, которая будет ценить этот проект. Но и с негосударственным компаниями можно и нужно работать. Сейчас наша федерация считает своей основной задачей сделать так, чтобы серьезные компании уровня «Мерседеса» и «Пепси-колы» пришли в шахматы. До сих пор это не ахти как удавалось, но сейчас у нас есть более миллиона человек в Москве, играющих в шахматы. Причем значимая часть аудитории – «белые воротнички», люди образованные и добившиеся успеха в жизни. Это серьезная целевая аудитория, с которой можно работать. И наша задача – предоставить условия, при которых серьезным компаниям было бы интересно прийти к нам. Если все сделать по уму, то все это получится.

Другие материалы можно посмотреть на странице шахмат.

Что думаешь?
Загрузка