Во время «семейного вечера», организованного для российских олимпийцев компанией Procter & Gamble, удалось побеседовать с легендарной российской фехтовальщицей, трехкратной олимпийской чемпионкой Галиной Гороховой, возглавляющей сейчас Союз спортсменов России.
— Чувствуется ли в Лондоне олимпийский дух?
— На спортивных аренах — конечно, а в городе — нет. Даже сувенирной продукции не отыскать. Не то что в Китае, где талисманы, футболки, бейсболки на каждом шагу предлагали.
— Внимательно следили за выступлениями фехтовальщиков?
— Разумеется, целыми днями на арене пропадала.
— Считаете ли их результаты провальными?
— Не сказала бы. Они выступили в свою силу. Нужно ведь анализировать не только поражения, но и победы. Если бы после чемпионатов Европы и мира следовал профессиональный разбор выступлений, мы бы знали истинное положение вещей. Никто бы тогда не обозначил такой медальный план на Лондон. Вообще непонятно, кто планировал такие результаты.
— Планка была сильно завышена?
— При нынешней системе проведения турнира наши фехтовальщики не могли взять шесть медалей. Правда, из европейских сборных провалились все, кроме итальянцев. У них сохранилась преемственность в тренерском деле, очень сильные специалисты работают. Почему-то в мы в начале 90-х освободились от двух хороших тренеров, двукратного олимпийского чемпиона Михаила Бурцева, при котором советские саблисты выигрывали олимпийские турниры, и Олега Пузанова. Теперь вот он итальянцев готовит. У нас же чехарда с тренерами: старые ушли, новых нет.
Вообще сейчас во многих видах спорта пошла мода на зарубежных специалистов, которые по-русски не говорят и даже не стремятся выучить язык.
А ведь у тренера со спортсменом должна быть связь буквально на телепатическом уровне.
— Приглашение французского специалиста Кристиана Бауэра, за которого горой стоят российские фехтовальщики, принесло пользу команде?
— Он хороший управленец. С другой стороны, наши спортсмены требуют очень большой технической работы. У наших фехтовальщиков отсутствует представление о защите. Все время стремятся только атаковать и пропускают уколы от тех, кто умеет действовать вторым номером. Бауэр же не личный тренер, он получает на сбор перед соревнованиями группу спортсменов. Соревнований так много, что ребята и девчонки в промежутке между ними просто не успевают как следует поработать над техникой. Вот и получается: выиграл каким-то образом человек чемпионат мира, все ждут от него дальнейших успехов, а он проваливается. Личный тренер в лучшем случае успевает только функционально подвести спортсмена — и в бой на целый год. Так происходит не только в фехтовании, именно поэтому у нас так много бронзовых и серебряных медалей, а до золотых не хватает порой самой малости.
— Тренеры не успевают огранить таланты?
— Какая там огранка! Держатся на том, что получили в юношах. Дальше никакой работы нет. А ведь в спорте, как в музыке: начинается все с гамм, а потом всю жизнь нужно оттачивать мастерство.
— Отставка Владислава Павловича с поста главного тренера сборной может на что-то повлиять?
— Хоть Павловича, хоть тетю Машу с улицы поставьте главным, ничего не изменится.
Решают все тренеры, работающие со спортсменами. Сейчас нет настолько сильного в методике специалиста, чтобы мог что-то дать спортсменам за время сборов.
— Мы разрушили советскую систему спортивных обществ и ведомств, но не создали новой…
— Ее уже невозможно создать. Ведь что значит система: по плану набор — 20 человек в группе начальной подготовки. Я вот числюсь по полицейскому ведомству. Пошла на улицу, сняла с куста одну обезьянку, вторую, вижу — подходят к спорту по всем параметрам. Начала тренировать и быстрее двоих подготовлю, чем кто-то, возможно, более талантливый обнаружит дарование в ком-то из своих двадцати человек. Индивидуальная работа всегда более продуктивна, но от нас требуют наполняемости групп. Школы в основном комитетовские, у них есть программы. Новичков в группах должно быть не меньше 20, третьеразрядников — столько-то, мастеров — столько-то. Многие тренеры вообще не хотят с новичками работать, воруют уже подготовленных спортсменов. На спартакиаде школьников, на молодежных чемпионатах подмечают таланты и начинают с ними работать. Сегодня же еще и большие зарплаты у ведущих спортсменов их личным тренерам появились. Тренер боится, что ученик от него уйдет. И получается, что уже не специалист диктует условия. И так во всех дисциплинах. Попробуй тронь спортсмена — он тут же уйдет или побежит жаловаться.
Помните, после пекинской Олимпиады Дмитрий Медведев сказал: «Слава богу, мы собрались без тренеров!» Просто слышать это было неприятно. Значит, кто-то ему что-то нашептал.
— В Лондон заслуженных ветеранов спорта, олимпийских чемпионов пригласил ОКР. Нормальные условия вам предоставлены?
— Очень хорошие условия. В той же Барселоне нас селили за сто километров от города. Мало того что добираться до олимпийской столицы должны были за свой счет, так еще и только по два билета на всех получали. Сейчас живем в центре, билеты на соревнования на каждый день на всех выдают.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице Олимпиады-2012.