В ФИФА разразился очередной коррупционный скандал. Как ранее сообщалось, комитет по этике Международного олимпийского комитета начал расследование в отношении почетного президента ФИФА и члена МОК (с 1963 года) Жоао Авеланжа. 95-летний бразилец, возглавлявший ФИФА с 1974 по 1998 год, подозревается в том, что в 1997 году получил взятку в размере $1 млн от спортивной маркетинговой фирмы International Sport and Leisure (ISL) – бывшего партнера ФИФА. ISL вела переговоры о продаже телевизионных прав на трансляцию матчей чемпионата мира, но обанкротилась в 2001 году. В 2008 году шесть менеджеров ISL были обвинены в неправомерном расходовании средств, однако затем все обвинения с них были сняты. В свете скандала президент ФИФА Йозеф Блаттер дал изданию Blick интервью, в котором рассказал о деле ISL.
«Я узнал об этой истории уже после банкротства ISL, — заверил глава ФИФА. — Трудно измерять прошлое в сегодняшних масштабах. Но я не поддерживаю и не оправдываю их. Теперь же меня подозревают в коррупции. Но Федеральный суд наказал всех тех, кто утверждал на протяжении многих лет, что я брал взятки. Я никогда не получал какие-либо взятки. Теперь же эти люди атакуют меня на другом уровне: мол, хорошо, он не брал взятки, но он должен был знать об этом. Нет, еще раз повторюсь. Я узнал об этом только после банкротства ISL, годы спустя. И затем мы сдвинули дело с мертвой точки. И люди, которые обвиняют меня, знают это, но не упускают возможности для нападок.
Просто они хотят избавиться от меня.
А все взятки Авеланжа шли на частный счет. Лишь один раз миллион был по ошибке переправлен на счет ФИФА. Деньги тут же были отправлены обратно в ISL.
— То есть вы знали обо всем этом?
— Прошу прощения, если мне придется еще раз повториться: только после банкротства ISL мы узнали об этом. И благодаря проведенному расследованию появился свет в конце туннеля. Авеланж был и остается великим патриархом. Он был мультимиллиардером. И для меня было немыслимо, что он получает взятки.
— Юридически дело закрыто, но есть и моральная сторона. Он был уже осужден, хотя и ненаказуемо.
— По моей инициативе исполнительный комитет принял решение создать независимый орган, который и будет рассматривать это дело. Теперь исполнительному комитету ФИФА придется решать, кто войдет в этот независимый орган. Кроме того, мы выберем членов комиссии по этике. Будут и дальнейшие шаги, направленные на реформу.
— Должен ли Авеланж быть лишен звания почтенного президента?
— Я буду просить комитет, чтобы этот вопрос обсуждался на очередном съезде.
— А каково ваше личное мнение?
— Он должен уйти. Он не может оставаться почетным президентом после этих инцидентов.
— Когда вы его видели в последний раз?
— Это было в апреле, он находился при смерти. Все же ему 96 лет. Я сказал, что, если он встает опять, это будет чудом...
— А Тишейру?
— Я его давно не видел. Он не явился на заседание.
— Два года назад в интервью одному из изданий вы сказали, что в вашей организации «нет тухлых яиц. В ФИФА нет систематической коррупции».
— Да, в ФИФА нет систематической коррупции. Иначе бы у нас одно дело шло за другим. Тухлые яйца… Да, это выражение было ошибочным. Если имеются тухлые яйца, нельзя возлагать ответственность за них на президента. Я не могу этих людей выбирать лично. Ведь исполнительный комитет избирается на съезде.
— В МОК, куда вы входите, наблюдают за этим делом?
— Дело ISL стало достоянием общественности. Я послал все бумаги МОК и лично президенту Жаку Рогге.
— Все же вы идете против ветра. Например, глава немецкой футбольной лиги Раубалл призвал вас покинуть свой пост.
— Нет ничего нового в том, что кто-то хочет избавиться от меня. Все зависит от настроения. Иногда британские СМИ требуют моей отставки, затем американские, теперь вот немецкие. Раубалль позвонил мне в пятницу и сказал: «Ты должен уйти в отставку». Я сказал ему, что это не так-то просто. Все же я избран на конгрессе.
— Ожидали ли вы, что настолько болезненно будут проходить ваши реформы?
— Я знал, что это не будет легко. Вот почему я решил в 2011 году на конгрессе, когда они пытались избавиться от меня, что нам надо идти вперед. Я принял три решения: изменил уставы, создал комиссию по этике и палату по разрешению споров. Теперь у нас есть инструменты, чтобы вмешиваться.
— Ваша реформа подвергается критике делегатами со всего света?
— Для некоторых это достаточно болезненный процесс. Например, когда в 2006 году принимали кодекс этики, три человека сказали: «Это нехорошо для нас». Главное, что теперь возвращается доверие к ФИФА.
— После выбора стран — хозяек чемпионата мира 2018 и 2022 годов посыпались обвинения в том, что Россия и Катар победили за счет подкупа голосов.
— Я вспоминаю о выборах страны — хозяйки чемпионата мира-2006, когда в последний момент голосования кто-то вышел из зала.
Он вдруг встал и вышел. Возможно, подобное произошло из-за того, что я был добрым и наивным. Рад, что мой голос не был решающим. В результате Германия победила с разницей в один голос (ЮАР заняла второе место в голосовании. – «Газета.Ru»).
— Вы предполагаете, что Германия купила чемпионат мира?
— Нет, я ничего не предполагаю. Я просто заметил.
— Вам выплачиваются деньги по пенсионному страхованию?
— Конечно, я ведь отработал уже 40 лет. На данный момент я получаю 2072 франка. И одеваюсь соответственно своим доходам.
— У вас есть время для траты денег?
— У меня нет яхты, Ferrari, виллы у побережья Карибского моря. Моя единственная роскошь – одежда.
— Какая сумма требуется вам в месяц?
— Без одежды, вероятно, 2 тысячи франков. При этом до двух раз в неделю я приглашаю своих сотрудников на обед.
— Трудно ли исправить общественное мнение о Зеппе Блаттере?
— Я верю в это. Я верю в себя. Исполнительный комитет, который будет заседать во вторник, должен одобрить реформы. Нельзя забывать – президент ФИФА избран футбольным миром, а не средствами массовой информации.
— Критика СМИ в отношении вас вновь усилилась.
— Так называемые журналисты дознания во главе с Эндрю Дженнингсом были убеждены, что я состою в списке бенефициаров ISL и получал взятки. Вероятно, он (Дженнингс) по-прежнему убежден в этом. Он оказал давление на инспекцию, будто я сотни тысяч франков скрывал от налогов. А затем грозился показать список, в котором якобы есть мое имя. В дальнейшем пошла травля.
— Что именно?
— Мой офис обыскивали. Инспекторы ползали на коленях и осматривали буквально каждый уголок. Я пережил наихудший момент в жизни. Постыдно, когда твой офис обыскивают.
— Поскольку вы являетесь главой ФИФА, вас обвиняют в коррупции. Как это началось?
— История проста. В 1998 году 82-летнему Авеланжу пришлось покинуть пост президента ФИФА. И ряд чиновников во главе с Леннартом Юханссоном, возглавлявшим на тот момент УЕФА, хотели избавиться от меня как генерального секретаря.
— Что было дальше?
— Во второй раз в жизни я встал перед серьезным выбором. В итоге я поставил все на карту и выставил свою кандидатуру. Это произошло в пятницу, 13-го, в 1998 года. Любопытно, что в пятницу, 13-го, в 2012 году мне позвонил Раубалль с призывом уйти в отставку.
— Уже сразу после выборов вас обвиняли в коррупции?
— В день перед выбором Юханссон говорил, что у него будет примерно 110 голосов. Я же сказал, что у меня будет где-то 111–113. Только вот всего был 191 голос.
— Что было дальше?
— Я выиграл, получив 111 голосов. И вскоре президент Немецкого футбольного союза Эгидиус Браун сказал: «Вчера у нас было 111 голосов, а теперь мы имеем Блаттера. Он купил их вчера в отеле».
— Глава УЕФА Мишель Платини называется многими в качестве вашего преемника. В то же время он выступает против камер за воротами. Охладились ли отношения между вами?
— У меня великолепные отношения с ним и его женой. В то же время у нас разные представления о развитии футбола. Он удивился, что я теперь являюсь сторонником прогресса. Речь идет об установлении видеокамер за воротами. Даже бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан видит это таким образом.
— Кофи Аннан?
— Да, он позвонил мне и поздравил с принятием этого решения.
— Станет ли Платини вашим наследником в 2015 году?
— Он не уверен, хочет ли быть президентом ФИФА. И я не знаю, хочет ли он ждать три года. Он мог бы. Хотя вряд ли его окружение хочет этого.
Подробнее о подготовке России к мировому футбольному форуму 2018 года и последние новости из оргкомитета «Россия-2018» можно узнать на странице ЧМ-2018.