Алексей Немов — один из самых ярких спортсменов последних 20 лет. За всю свою карьеру он выиграл 12 олимпийских наград (из них — четыре золотые), а также неоднократные титулы чемпиона мира и Европы. Также Немов был удостоин награды Fair Play — приз Пьера де Кубертена в номинации «За поступок». А поступок этот, как известно, произошел на Олимпиаде в Афинах в 2004 году, когда после выступления Немова на перекладине судьи поставили ему заниженные оценки. Однако зрители, присутствовавшие при этом, стали рупором справедливости, стоя в течение 15 минут непрекращающимися овациями они поддерживали спортсмена, не позволяя тем самым выйти на помост следующему участнику соревнований. Так продолжалось до тех пор, пока сам Алексей не вышел, и не попросил зрителей сесть на свои места. Тогда судьи, конечно, были вынуждены под давлением пересмотреть свои оценки, однако и этого не хватило для получения медали. С тех пор прошло уже восемь лет. Но картина, где зрители непрестанно рукоплескают российскому гимнасту, наверное, никогда не будет забыта в истории мировой спортивной гимнастики.
<1>
— После окончания спортивной карьеры прошло уже достаточно времени, чтобы осознать все пережитое и сделать определенные выводы. Что значит для вас каждая из всех этих многочисленных побед?
— Бог мне дал возможность реализовать себя в спорте. Я считаю, что мне во многом повезло. Конечно, всего этого удалось достичь благодаря труду, моим родителям, тренерам, всем ребятам, с которыми я выступал. Все это и есть составляющая того успеха, которого я добился в спортивной жизни.
Выиграть 12 олимпийских медалей – для меня это большое счастье, я даже не ожидал, что такое вообще может произойти.
Когда я ехал на первую Олимпиаду (в 1996 году в Атланте), я просто думал о том, чтобы выиграть медаль, неважно какого достоинства. Все сложилось так, что была проведена хорошая работа, очень хорошая подготовка и в итоге удалось выиграть две золотые медали. Для меня каждая медаль дорога, потому что это результат моей работы. Некоторые мои коллеги говорят, что для них не существует никакой медали, кроме золотой. Я с ними здесь не соглашусь. Как бы то ни было, нужно всегда относиться к своим медалям, как к детям, наверное.
Потому что каждая медаль – это часть жизни, частичка души.
— Сейчас вы являетесь вице-президентом Федерации спортивной гимнастики. Что непосредственно входит в ваши обязанности?
— В мои задачи входит популяризация спортивной гимнастики в нашей стране. Это то, чем я занимался после окончания карьеры, занимаюсь и буду заниматься в дальнейшем, потому что гимнастика дала мне все. С 2006 по 2008 мы провели гимнастическое шоу Алексея Немова. Сейчас я провожу свои турниры в городе Сызрань. Очень много у меня получается поездок по регионам нашей страны. Стараюсь помогать спортивной гимнастике, общаясь с руководителями регионов, городов.
— На различных мероприятиях вам доводится общаться со многими известными людьми, как из спорта, так и из шоу-бизнеса. Можете себя в этой связи назвать светским человеком, и как такое общение вам помогает по жизни?
— Я всегда был общительным человеком, мне всегда это помогало. Я со всеми людьми стараюсь находить общий язык и быть в хороших отношениях, несмотря ни на что. Светский я человек или нет — не могу сказать, мне просто нравятся люди, стараюсь их понимать всегда.
— Вы говорили, что мечтаете построить по всей стране гимнастические залы для детей? Как с этим обстоит дело?
— Это сложный процесс на самом деле. Построить – это полдела. Самое главное, чтобы это работало и приносило результат. А это очень сложная система – специалисты, тренеры, врачи, массажисты. То есть персонал, который может работать с детьми и вести их до определенного результата. Мне не хочется, знаете, делать так: я это построил и меня больше ничего не волнует. Мне хочется довести все до конца. Поддерживать, приезжать, участвовать во всех процессах и не просто, чтобы для галочки, а действительно, чтобы это работало. Я говорю, что это мечта — да. Я хочу поострить – да. Я думаю, что в этом деле торопиться не надо.
Нужно сделать что-то одно, но хорошее, либо вообще ничем не заниматься.
Я могу ездить по стране, ездить в школы, давать мастер-классы, что я и делаю, в общем-то. На данный момент строительства конкретных объектов, конечно, нет. Тут, как в спорте, нужно набраться терпения, если ты поставил задачу, значит, надо к ней идти. Это трудный процесс, тяжелый, но если ты хочешь это сделать — нужно делать. Главное — терпение, здоровье и поддержка близких людей.
— Задумывались ли вы об активной тренерской работе? Вы говорили о том, что она тяжелая и неблагодарная. Как ее сделать более привлекательной, чтобы в нее шли выпускники спортивных ВУЗов?
— Когда молодой человек заканчивает ВУЗ, он стоит на перепутье – куда ему идти. В принципе хочется остаться в любимом виде спорта, где он понимает и знает весь процесс подготовки. Или можно уйти в любую другую сферу: госслужбу, бизнес и т.д.
Естественно нужно создавать необходимые условия: зарплаты повышать, ипотеку на квартиры давать, то есть создать социальный пакет для тех людей, которые хотят участвовать в подготовке спортсменов. Это вопрос государственного масштаба.
Планирую ли сам перейти в будущем на тренерскую работу? Честно, пока не представляю себя в таком качестве. Перед чемпионатами мира и Европы я стараюсь приезжать на спортивную базу «Озеро Круглое», где наши ребята готовятся к важным соревнованиям. Где-то своим советом могу подсказать, что здесь лучше сделать так, а здесь вот так. Обязательно разговариваю с тренерами по поводу подготовки. То есть могу рассказать о таких нюансах, которые помогли бы и облегчили ребятам психологическую разгрузку, либо наоборот где-то нагрузиться, чтобы не волновался человек. То есть это такие технические моменты, в которых я могу что-то подсказать.
Сейчас я не готов постоянно работать в зале, у меня просто терпения не хватит. Есть категория людей, которые спокойны, терпеливы. Я же не такой, мне хочется сразу и всего.
Будучи спортсменом, я знал, что все зависит от меня, что мне нужно делать, для того, чтобы тот или иной элемент получился. А если человеку говоришь по сто раз, а он не понимает, потом возвращаться опять, то есть все эти нюансы требуют терпения.
— Вы немало ездите по стране. Как обстоит дело с гимнастической инфраструктурой на местах? Как долго обновленная база на «Озере Круглом» продолжит оставаться центральной в плане подготовки спортсменов?
— Надеюсь, что спортивная база на «Озере Круглом» очень долго будет оставаться таковой. Это централизованная база, где тренируются и пловцы, и прыгуны в воду, фехтовальщики. То есть, это реальная центральная государственная база, куда приезжают со всей страны и готовятся. Есть у нас и другие места еще, например, в Ленинск-Кузнецке очень хорошая база, где гимнасты готовились перед Олимпиадой в Пекине. Там созданы все необходимые условия.
Очень хорошие условия в Пензе, в Новосибирске неплохой комплекс, в Екатеринбурге, в Тольятти, в Сызрани. На самом деле, не так много объектов, но они есть. Но я хочу сказать, что с приходом Костина Андрея Леонидовича на пост президента Федерации спортивной гимнастики в нашем регионе оборудование поменялось на 80-90%. Это очень важный момент, потому что снаряды не менялись по 20 лет. Теперь у нас появилась возможность обезопасить детей, чтобы они тренировались на очень хороших снарядах.
— Согласны с тем, что на Олимпиаде в Лондоне от российских гимнастов, особенно от женщин, нам стоит ожидать не две бронзовые медали, как это было в Пекине, а можно и рассчитывать на золото и не одно?
— Во-первых, в 2011 году наши девушки выиграли золотую медаль в командном первенстве впервые за 19 лет. Алия Мустафина выиграла многоборье, были и другие медали.
В принципе, я считаю, шансы есть очень хорошие. Также и у ребят есть неплохие шансы в командном первенстве. Команда в принципе молодая, но, тем не менее, готова к бою, что называется.
Но Олимпийские игры — это не чемпионат мира, не чемпионат Европы, там совершенно другие соревнования. Там все-таки завязана и политическая составляющая: каждая страна хочет победить, показать себя с сильной стороны и доказать, что спорт у них на высоком уровне. Каждая страна будет выходить, и бороться изо всех сил.
— В спортивной гимнастике уже на слуху имена Али Мустафиной, Виктории Комовой, Анны Дементьевой. Почему мужчины находятся в этом смысле в тени?
— Я думаю, что многое зависит от тренера. С приездом Александрова Александра Сергеевича, которого вызвала Федерация спортивной гимнастики России из США, где он тренировал, многое изменилось в тактике, в подготовке женской команды. Я думаю, что он сыграл очень хорошую роль. И надеюсь, что ему хватит терпения и сил довести сборную до Олимпийских игр и достойно там выступить. Тренерский состав очень важен.
Относительно мужской команды, я думаю, отсутствие громких успехов связано с распадом СССР. Наши тренеры многие уехали за границу. Приезжаешь на чемпионат мира, а там тренеры почти во всех сборных наши, будто чемпионат Советского Союза проходит.
У нас в 90-е годы был провал во всех вида спорта. Все занимались своей жизнью, ее благоустройством, потому что страна менялась, людей можно понять.
Именно это послужило основной причиной. Но есть хорошая молодежь и хотелось бы, чтоб они проявили себя на Олимпиаде и показали, на что они способны. И я надеюсь, что они достойно выступят.
— Вы сами будете присутствовать на всех соревнованиях в Лондоне или предпочитаете смотреть их по телевизору? Будете ли комментировать соревнования на ТВ?
— Да, я планирую поехать в Лондон и, надеюсь, что все удастся. Относительно сотрудничества с телеканалами пока предложений не было. Там же нужно правила очень хорошо знать, а я больше смотрю на школу и на сложность элементов, выполняемых гимнастами. Но в принципе я могу, конечно, выступить в качестве эксперта.
— Возможен ли когда-нибудь приход в тренерский штаб иностранцев, как это сейчас происходит во многих видах спорта по стране?
— Я думаю, что нет, не вижу смысла. Лучше, конечно же, взять нашего тренера из-за границы и создать ему условия здесь, заключить с ним контракт, как в случае с Александровым.
Только вот таким способом, думаю, можно привлечь специалистов в Россию.
— Помимо активной деятельности на посту вице-президента Федерации спортивной гимнастики страны, какие еще значимые события происходят сейчас в вашей жизни?
— Да много всего. Очень много получается разъездов, переездов, общественных дел, масса мероприятий спортивных, где приходится быть.
— Недавно вы громко отметили свой день рождения, и представили вашим друзьям именные часы, выпущенные в вашу честь. Можете рассказать, как это получилось?
— Да, недавно выпустили часы WC Big Pilot's Watch Edition Alexei Nemov, созданные компанией IWC Schaffhausen в количестве 50-ти штук. Как все это получилось? В 2008 году в Санкт-Петербурге я стал почетным членом академии Laureus World Sports – это Всемирная академия спорта. Одним из генеральных партнеров академии являлся такой бренд как IWC Schaffhausen. Каждому члену академии выдавались часы компании IWC. Мы сдружились с Хеннингом фон Бодином, который является бренд-менеджером IWC в России, и поступило такое предложение: сделать лимитированную серию часов. Решили осуществить этот проект, который в итоге в этом году сложился и удался. Я даже, честно говоря, не ожидал, думал «появилась идея и появилась», но почему-то была уверенность «а почему нет?!». В России часы пользуются спросом, тем более, эта модель Big Pilot's – мужская.
На фоне этой модели решили разработать свой дизайн, который был бы интересен всем. С одной стороны, не поменялся формат модели, но с другой – он совершенно другой.
— Вы сами участвовали в разработке дизайна этих часов?
— Да, безусловно, непосредственно участвовал. В частности, в выборе цветовой гаммы модели, в которой можно заметить цвета российского триколора. Да и в принципе я люблю море, мне нравятся лазурные тона, которые на черном фоне циферблата выглядят довольно-таки достойно. На оборотной стороне выгравирован гимнаст, такой определенный узнаваемый символ. Я считаю, что сочетание всего этого выглядит достаточно достойно.
— Как связана ваша деятельность с деятельностью часовой мануфактуры IWC?
— Я являюсь лицом компании IWC в нашей стране. Участвую в презентациях различного рода – выпуск новых часов, ежегодная выставка в Женеве, где мы встречаемся и общаемся с друзьями IWC такими как Зинедин Зидан, Жан Рено, Кевин Спейси, Пауло Коэльо, Борис Беккер, то есть те люди, которых знает весь мир. Я счастлив и горжусь тем, что представляю нашу страну среди таких людей.
Ознакомиться с другими материалами и новостями можно на странице Олимпийских игр-2012.